Жизненный цикл существования любой организации несет в себе вероятность наступления кризисного периода. Антикризисное управление коммерческим банком должно, на наш взгляд, решать не только финансовые и правовые проблемы, но и разработать кадровую стратегию выхода из кризиса.
Стратегия управления персоналом кризисной организации вытекает из стратегии самой организации. Возможны два варианта выхода из кризиса – это либо ликвидация организации, либо ее развитие в ином качестве.
Стратегия ликвидации применяется в организациях, у которых все или основные направления деятельности находятся в упадке как с точки зрения получения прибыли, так и из-за положения на рынке по сравнению с конкурентами.
Способами реализации данной стратегии могут быть либо полная ликвидация банка как организации, либо его перепродажа. Только определив дальнейшую судьбу организации, следует принимать решения об оптимизации кадрового состава.
Если банк ликвидируется, распродаются его активы по частям (здания, оборудование и др.), целесообразно оставить сотрудников, выполняющих исключительно технические, учетные функции, не решающих стратегические задачи, не приверженных организации и готовых работать короткое время. Тем самым, расходы на персонал организации сокращаются до минимума.
Если же есть цель выгодно продать кризисный банк целиком как организацию, то здесь целесообразно сохранить кадровое ядро банка как важнейший элемент, закладываемый в цену продажи. Следует довести до сведения ключевых сотрудников перспективы существования банка, чтобы избежать их ухода и использовать их кадровый потенциал для более выгодной продажи организации.
Стратегия спасения и восстановления организации является антикризисной по существу. Ее основная цель – спасти банк как организацию, вывести его на новый этап развития и обрести стабильность на длительную перспективу.
Требования к персоналу в данных условиях: гибкость к изменяющимся условиям, ориентация на долгосрочные цели, самоотверженность, готовность переносить временный дискомфорт в условиях и оплате труда.
Для успешной реализации данной стратегии необходимы: качественный анализ и оптимизация должностной структуры банка; определение конкретных целей и задач каждой должности в стратегии выхода банка из кризиса; активизация деловых и личностных качеств работников для решения антикризисных задач; проверка лояльности и надежности персонала и выявление контингента сотрудников, представляющих потенциальную или реальную угрозу экономической безопасности банка; выявление неформальных лидеров, способных оказать как позитивное, так и негативное влияние на персонал банка в условиях кризиса.
На наш взгляд, такой комплексный поход, когда наряду с финансовыми и организационными изменениями, разрабатываются и антикризисные кадровые мероприятия, позволит пережить кризис с минимальными издержками.
Похожие статьи: