В пользу занижения норматива по отношению к коммерческой норме дисконта можно привести следующие аргументы:
1. Величина норматива дисконтирования должна определяться исходя из принципа искусственного ограничения альтернативных направлений государственных вложений.
Для частного инвестора коммерческая норма дисконта, определяемая исходя из доходности альтернативных инвестиционных возможностей, часто напрямую зависит от ставки банковского процента или доходности ценных бумаг.
Предполагается, что если оцениваемый проект окажется недостаточно эффективным, инвестор всегда сможет разместить свои инвестиционные ресурсы именно там.
Такая же логика может быть и у государства, как у инвестора, однако общество не заинтересовано, чтобы государство поступало таким же образом, поэтому коммерческие проекты с точки зрения общества в экономических расчетах должны “проигрывать” проектам, относящимся к категории общественно или регионально значимых.
Как известно, эффективность таких проектов с коммерческой точки зрения обычно ниже, чем локальных проектов, финансируемых частным инвестором, их чаще всего невозможно реализовать без государственной поддержки, а по экологическим, социальным или иным соображениям общественная потребность в них высока.
В экономических расчетах формально завысить эффективность таких проектов по сравнению с локальными можно, если использовать для них более низкую ставку дисконта (при определении чистого дисконтированного эффекта ставка дисконта находится в знаменателе, соответственно, ее уменьшение приводит к увеличению результата вычислений).
2. У большинства проектов общенационального и регионального значений срок реализации существенно больше, нежели у локальных коммерческих проектов. Причиной этого являются их большие масштабы, направленность на решение более глобальных задач, больший объем привлекаемых ресурсов и пр.
Кроме этого, государство по определению должно рассматривать более длительный горизонт планирования, чем частный инвестор, учитывать все последствия реализации таких проектов, в том числе и очень отдаленные во времени.
Для того чтобы отразить в экономических расчетах тот факт, что ценность удаленных во времени денежных потоков для государства выше, чем для частного инвестора, норма дисконта, используемая в этих периодах для общественно и регионально значимых проектов, должна быть численно меньше, чем норма дисконта для тех же периодов, но для локальных проектов.
3. Как известно, любая ставка дисконта должна учитывать альтернативные возможности размещения капитала, а государство, в отличие от частных инвесторов, не имеет другой возможности размещения финансовых ресурсов на фондовом рынке, кроме как в государственные облигации, доходность которых традиционно ниже, чем у большинства других видов ценных бумаг.
Похожие статьи: