Придавая категориям “финансы” и “кредит” высоконравственную объективную характеристику, необходимо видеть их отдачу в том, что обществу в целом и конкретным участникам экономических отношений нужны “ресурсы” в виде сформированных денежных фондов, накоплений и сбережений, которые непрерывно используются в качестве источников для производства, накопления и потребления.
Эту взаимосвязь можно обозначить: “деньги – финансы (включая кредит) – ресурсы”. Объективность первой базисной категории в сложнейших производственных, распределительных и перераспределительных отношениях подтверждается и на стадии финансов при необходимости создания ресурсов (денежных, финансовых, кредитных).
С помощью денег не только измеряется стоимость, а деньги в движении, формируя капитал, денежные фонды, измеряют величину ресурсов (финансовых и кредитных).
Взаимосвязь финансов и кредита с их ресурсной позицией проявляется через функции финансовых институтов и интереса государства в формировании государственных финансов.
Это можно проследить через единство таких систем, как бюджетная, налоговая, финансы хозяйствующих субъектов, финансы населения, кредитная система. Критически оценивая практику формирования финансовых ресурсов в прошлые периоды в Казахстане, можно подтвердить отсутствие тесной связи между указанными подсистемами.
Несовершенство налоговой системы негативно повлияло на хозяйствующие субъекты из-за необоснованного реформирования налогообложения, когда приоритет отдавался формированию бюджетных ресурсов через фискальную политику.
Незащищенное в социальном плане население не в состоянии было формировать через банковскую систему денежные ресурсы, которые могли через кредитование выступать источником покрытия потребности хозяйства, а также источником покрытия дефицита госбюджета.
Создание различных внебюджетных фондов на первоначальном этапе, их упразднение и введение в состав бюджета ряда целевых денежных фондов, решало задачу укрепления бюджета и бюджетной системы Казахстана. Кроме того, механизм заимствования был направлен на поиск источников покрытия государственных расходов, а точнее, на погашение дефицита бюджета.
Если изучать структуру источников погашения бюджетного дефицита на первоначальном этапе, то в составе внутренних источников присутствуют кредиты Национального Банка Республики Казахстан, кредиты от банков второго уровня, а во внешних источниках – это займы МВФ, Всемирного и других банков под разные программы.
Привлечение любого кредита в качестве финансовых ресурсов для покрытия государственных расходов является очень дорогим и поэтому уже с 1998 г. Правительство Казахстана исключило кредиты Национального Банка Республики Казахстан из состава внутренних источников, за счет развития активных инструментов финансового рынка.
Похожие статьи: