Взаимоотношения центральных банков и правительства в странах с переходной экономикой, в частности в странах СНГ, построены в основном по принципу подчиненности или же давления на центральные банки. Руководство их назначается президентами или же премьер-министрами.
Поэтому они самостоятельно не могут построить денежно-кредитные отношения и проводить эффективную политику. В тоже время контроль со стороны правительств за деятельностью центральных банков проводится неэффективно.
Фактически правительства стран СНГ не имеют специализированного учреждения по контролю за денежно-кредитной политикой и эффективной системы по согласованию экономической политики государств с центральными банками. Центральные банки сами устанавливают штатное расписание, лимит расходов и др. показатели.
Эти недостатки отрицательно влияют на развитие экономики и формирование финансовой политики, без устранения которых невозможно достичь финансовой стабильности и роста экономики.
Административное регулирование цен на некоторую продукцию в странах СНГ значительно ограничивает роль центральных банков в регулировании эмиссии денег и, соответственно, инфляции, в результате чего повышается инфляция, нарушается финансовая стабильность. Вопрос регулирования цен, соответственно инфляция, ее прогнозирование должно быть почти полностью в компетенции центральных банков.
Все вышеуказанные меры, по нашему мнению, должны быть мероприятиями первой необходимости по странам с переходной экономикой. Дальнейшие мероприятия по реформам центральных банков всего мира должны охватить более радикальные меры, вплоть до создания конкурентного окружения среди частных организаций по выполнению функций центральных банков.
В широком смысле слова под региональными экономическими системами понимается некоторая совокупность элементов производительных сил, прямо или косвенно взаимодействующих в сфере общественного производства, географически расположенных в пределах определенной территории и сопряженных между собой хозяйственными, технологическими, информационными и другими связями.
Как правило, под данное определение подпадают:
- социально-экономические территориальные системы, представляющие собой крупные по размеру (в территориальном отношении) и сложные (с большим количеством составляющих элементов) производственно-территориальные образования, отличающиеся полиструктурностью и многофункциональностью, множественностью взаимодействия (к таковым можно отнести как отдельные области, так и межобластные образования, например, Донбасс или Слобожанщину и т.д.);
- экономические регионы, представляющие собой значительные по размеру территории, на которых расположено несколько социально-экономических систем, специализирующихся на определенных видах производства (экономической деятельности) и отличающихся комплексностью в развитии производительных сил (к таковым можно было бы отнести Донецко-Приднепровский, Южный или Западный экономические районы).
Похожие статьи: