В условиях трансформации экономики Украины перед высшим образованием стоит проблема выживания и самообеспечения, что приводит к структурным диспропорциям и несоответствию высшего образования потребностям рынка. Анализ национального рынка труда позволяет более четко определить объемы и структуру подготовки специалистов с высшим образованием, ориентируя учебный процесс на специальности, в которых нуждается экономика.
Средством обоснования выбора той или иной стратегии развития высшего образования и принятия конкретных решений по регулированию и контролю процессов качественной подготовки специалистов с высшим образованием должны быть прогнозные и программные документы экономического и социального развития Украины.
По нашему мнению, необходимо на законодательном уровне решать вопросы деятельности в сфере высшего образования комплексно, что предполагает разработку и принятие Кодекса о высшем образовании. Этот законодательный документ призван обеспечивать правовые основы регулирования разнообразных проблем образовательной деятельности, включая также лицензирование учреждений высших учебных заведений и их аккредитацию.
В этой связи целесообразно обратиться к опыту Германии, где регулярно определяются рейтинги университетов. Высшие учебные заведения, которые имеют высокие оценки деятельности, предлагают лучшие условия обучения. Важным моментом является тот факт, что на рейтинги вузов ориентируются работодатели.
Трудоустраивая выпускников таких вузов, они уверены в высоком профессионализме и ставят их на достаточно престижные должности с высокой заработной платой. Благодаря эффективной организации обучения и социальных условий для студентов немецкие вузы пользуются большим успехом на мировом рынке образовательных услуг, что подчеркивает значимость обеспечения не только качества обучения, а также возможности трудоустройства.
Это, в свою очередь, ставит вопрос о разработке концепции развития образовательных услуг в пределах конкретного высшего учебного заведения. Концепция маркетинга образовательных услуг – это определенная образовательная стратегия, направленная на ориентацию потребностей национального рынка труда и предложений со стороны специалистов.
Такая стратегия должна быть основой, на базе которой будут приниматься все другие управленческие решения в высшем учебном заведении. Это обусловливает внедрение новых форм и методов обучения, гибкость в организации учебного процесса, внедрение системы тренингов, дистанционного обучения. Данные меры являются неотъемлемым условием ориентации на потребности национального рынка труда.
Важным инструментом приведения в соответствие объемов качественной подготовки специалистов с высшим образованием с потребностями национального рынка труда является проведение мониторинга развития процессов подготовки и трудоустройства специалистов с высшим образованием, который должен непрерывно осуществляться в направлении наблюдения, своевременного выявления и системного анализа изменений, происходящих в сфере образования, с целью предупреждения негативных тенденций в этой сфере.
Наблюдение за развитием изменений в социально-трудовой сфере позволит определить в каких отраслях больше всего сконцентрирован интеллектуальный потенциал и как изменяется потребность в специалистах отдельных отраслей.
Похожие статьи: