В рыночных условиях “перемещаются” люди, товары, технологии (процессы и ноу-хау), способы применения товаров, идеи. Опираясь на культуру, можно рассчитывать на более легкую адаптацию перемещения, снижение уровня сопротивления, повышение восприимчивости ко всему новому.
Таким образом, СТ-менеджмент выполняет функцию предварительной “настройки” системы для восприятия новых идей, товаров, услуг, символов и т.д. СТ-менеджмент является очень эффективным, потому что перенос культуры осуществляется не агрессивным методом, без давления на ресивер. Кроме того, у ресивера появляется заинтересованность в адаптации культуры.
Однако концепция СТ-менеджмента имеет и слабые стороны. В первую очередь – это фактор времени, который находит свое негативное отражение в длительном ожидании результата. Процесс “переноса культуры” предполагает осуществление изменений в сознании субъектов, относящихся к системе, воспринимающей культурные ценности.
Для того чтобы повлиять на сознание человека, требуется немало времени, поэтому цикл полного восприятия культурных ценностей длится не один год.
Более того, помимо значительных затрат времени, необходимого для успешного внедрения данной концепции, нужны значительные материальные затраты на обучение квалифицированного персонала, исследование рынка, на осуществление деятельности в направлении концепции СТ-менеджмента.
Если компании удалось в рамках концепции СТ-менеджмента осуществить культурную адаптацию зарубежного рынка, появляется опасность возникновения конкурентов, с которыми предприятие раньше сталкивалось на своем внутреннем рынке.
Осваивая новый рынок сбыта и “настраивая” систему с помощью “переноса культуры”, компания тем самым открывает путь для отечественных конкурентов, что негативно влияет на ожидаемый эффект от внедрения концепции СТ-менеджмента.
Перенос культуры имеет множество разнообразных эффектов. Важно уметь отделять желательные эффекты от нежелательных и всячески минимизировать проявления последних.
Худшим вариантом нежелательного эффекта является отторжение культурных ценностей системы-отправителя системой-получателем. Для того чтобы избежать такого результата, процесс культурной адаптации всегда следует проводить в ненавязчивой форме.
Похожие статьи: