В настоящее время круг банковских операций расширился всё чаще стирается грань между различными кредитно-финансовыми учреждениями. Появились новые задачи (типовые рынки банковских услуг).
Тенденции развития и повышение конкуренции в банковской деятельности определяются следующими основными факторами:
• интернационализацией банковской деятельности, в том числе потенциальным проникновением зарубежных банков на украинский рынок;
• открытием новых рынков капиталов, трансформировавших традиционные системы вкладов;
• диверсификацией банковской деятельности;
• возрастанием сегментации потребительских групп;
• конкуренцией со стороны небанковских организаций в отдельных специфических финансовых областях;
• возрастающим влиянием технологии (прежде всего автоматизации и систем коммуникаций) на банковскую индустрию, особенно в розничной банковской деятельности;
• развитием системных банковских продуктов и услуг.
Операции кредитных институтов находят своё естественное отражение в сфере банковского контроллинга, имеющего специфические проблемы в сравнении с контроллингом на промышленном предприятии:
специфические внешние факторы существенно влияют на функционирование банковского контроллинга:
• денежная политика в рамках национальной экономики определяется Национальным банком Украины;
• финансовые операции требуют доверительных отношений между контрагентами, что выражается в многочисленных условиях, обеспечивающих защиту их прав;
• государство заинтересовано в здоровой банковской системе и соблюдает свой интерес путем формирования специального законодательства;
значителен вес в структуре дохода банка процентных доходов, и, следовательно, со стороны контроллинга в банке высок интерес к процентным операциям, включая методы расчета и управления процентным доходом;
относительная жесткость структуры издержек на персонал, на оборудование и материалы с доминированием, как минимум, для коротких плановых периодов постоянных издержек;
Высока доля общих издержек, а также постоянных издержек из-за стремления банков к универсализации и расширению палитры услуг, что ведет к большей потребности в институте контроллинга, чем в других отраслях;
наличие дуализма в предоставляемых банками услугах в виде разграничения стоимостного и физического аспектов услуг: стоимостного – в результате приёма, создания и передачи денежных средств в финансовой сфере, что отражается на состоянии счетов (вкладов и кредитов) и балансов и является причиной возникновения стоимостных издержек и выручки (в виде процентов); физического – в виде результата труда человека, в том числе с использованием вычислительных средств.
Похожие статьи: