Как отметил по этому поводу председатель Совета НБУ А.С. Гальчинский, – “с присущей нам наивностью НБУ и Минфин во всем полагались на оценки зарубежных экспертов, в частности специалистов МВФ, по сути оказавшиеся экономически неграмотными”.
Фактически, кризис 1997-1998 гг. и последовавший за ним период восстановления кредитно-финансовой системы определили смещение акцентов в деятельности национальной банковской системы.
Ее последующее развитие связано с подъемом украинской экономики. Сегодня уровень взаимосвязи элементов национальной экономики таков, что попытка рассматривать банковскую систему вне связи с промышленной политикой, бюджетной сферой, налогообложением, внешнеэкономическим сотрудничеством не позволят сделать правильных шагов для модернизации банковского хозяйства.
Тем самым банковская система Украины позиционируется в национальной экономике так, как это принято в развитых странах и начинает играть свою роль как фундамент роста и развития государства.
Тем не менее, определяя ближайшие и долговременные цели развития банковской системы следует иметь в виду, что тенденция к росту, которую демонстрирует украинская экономика, может оказаться неустойчивой.
Многое будет зависеть от банков, которые, образуя с промышленностью базовый экономический потенциал, способны стать мощным инструментом экономического развития. В частности, речь может идти об объединении банковского и производственного потенциалов в целях обоюдовыгодного развития.
Качественно новая для украинских банков ситуация требует корректировки банковских нормативов. Несмотря на то, что предусмотренная новым Законом Украины “О банках и банковской деятельности” специализация банков отражает международный опыт, сложившаяся в Украине структура банковского рынка сохранилась с прежних времен и не соответствует задачам развития национальной экономики.
Трансформация структуры банковского сектора может быть осуществлена путем законодательного закрепления преференций для банков, активно кредитующих реальный сектор экономики.
Это могут быть иные нормативы ликвидности, отчислений в резервные фонды, изменения в очередности платежей, льготы в налогообложении тех банков, которые основную часть своих ресурсов направляют на развитие национального производства.
Не следует исключать применения повышенных ставок налогообложения по спекулятивным банковским операциям – это соответствует мировой практике регулирования банковских операций.
Похожие статьи: