Система образования продолжает выпускать специалистов по специальностям, которыми уже переполнен национальный рынок труда. В частности, это касается таких профессий, как бухгалтер, экономист, товаровед, инженер, юрист.
Важное значение в подготовке конкурентоспособных работников имеет механизм конкурсного отбора, в основе которого лежит определение потребности экономики в специалистах соответствующего профиля, а также система специальных государственных мероприятий, направленных на повышение уровня требований к знаниям.
В свою очередь, особую роль для Украины играет определение потребности в специалистах для реализации выпускниками высших учебных заведений права на получение работы по специальности в соответствии с полученной квалификацией.
Поэтому необходимой является трансформация системы планирования и прогнозирования объемов и структуры подготовки специалистов с высшим образованием, главным принципом которой должна быть четкая ориентация на то, для кого и сколько готовить специалистов.
При этом решающую роль играет государство, которое должно не просто корректировать и направлять развитие сферы образования, а в целом формировать ее содержание, структуру, определять стратегию развития. В противном случае ориентация общества исключительно на рыночные ценности будет иметь разрушительный характер.
В данной связи хотелось бы высказать серьезную озабоченность относительно расширения масштабов деятельности множества коммерческих образовательных структур и отсутствия должного регулирующего воздействия со стороны государства. Исходя из этого, необходимо совершенствовать законодательно-правовые и нормативные акты, на основании которых обеспечивается регулирование соотношения объемов приема на обучение по специальности.
Крайне важной является разработка программ-рекомендаций по организации процедур стратегического планирования развития системы высшего образования и соответствующих образовательных учреждений. При этом планирование и прогнозирование в сфере высшего образования на этапе евроинтеграции приобретает качественно иные черты: усиление гибкости высшего образования и внедрение новых форм управления.
Поэтому система прогнозирования подготовки специалистов в вузах должна своевременно и гибко реагировать на изменения в соответствии со спросом национального рынка труда на образовательные услуги. В этой связи высшие учебные заведения должны вступать в более тесные отношения с национальным рынком труда, приближать содержание образования к потребностям отраслей экономики и общества, а также устранять диспропорции между ними.
Соответственно система образования должна постоянно совершенствоваться с учетом изменений в экономике и обществе, то есть ориентироваться на принцип непрерывной адаптации к перспективным изменениям. Для этого необходимо учитывать факторы, влияющие на развитие системы образовательных услуг: спрос на образовательные услуги, структуру специальностей, конкурентную среду, изменение объемов государственного заказа, требования потребителей образовательных услуг и экономические возможности населения.
Похожие статьи: