При исследовании взаимосвязи между постоянными и переменными затратами и прибылью важную роль играет анализ безубыточности производства. Для проведения такого анализа многие отечественные экономисты используют рекомендации западного предпринимательства.
В соответствии с ними прежде всего определяется так называемая точка безубыточности производства и реализации продукции. Эту точку называют «мертвой точкой», «критической точкой», «порогом рентабельности», «точкой самоокупаемости».
Точка безубыточности соответствует такому объему продаж, при котором фирма покрывает все постоянные и переменные затраты, не имея прибыли. С помощью точки безубыточности определяется порог, за которым объем продаж обеспечивает рентабельность, т.е. прибыльность продукции.
Объем продаж, соответствующий точке безубыточности (Б), определяется как отношение постоянных затрат (П3) к разности между единицей и частным от деления переменных затрат (Зп) на объем продаж в стоимостном выражении (Р). Следовательно, точка безубыточности может быть исчислена по формуле Б = П 3 : ( 1 – 3 П : Р ).
Например, объем продаж — 3600 тыс. руб., в том числе переменные затраты — 2160 тыс. руб., постоянные затраты – 1000 тыс. руб., прибыль – 440 тыс. руб. Реализовано 1000 ед. изделий, затраты на единицу – 3600 руб. (3 600 000 : 1000). Объем продаж в денежном выражении в точке безубыточности составит 2500 тыс. руб. [1000: (1-2160: 3600)].
В натуральном выражении количество реализованной продукции в точке безубыточности равно 694 ед. (2 500 000 : 3600).
Это значит, что выручка от продажи 694 ед. изделий окупает все затраты, не образуя прибыли. Реализация каждой дополнительной единицы сверх 694, т.е. сверх точки безубыточности, будет приносить прибыль.
Подобные расчеты весьма актуальны в нынешних условиях, так как предприятия заранее могут прогнозировать безубыточную деятельность. Более того, при определении стратегии фирма должна учитывать запас финансовой прочности (Ф), т.е. оценивать объем продаж сверх уровня безубыточности. Для этого объем продаж (Р), за исключением объема продаж в точке безубыточности (Б), следует разделить на объем продаж.
Оценка запаса финансовой прочности производится по формуле:
Ф = (Р – Б): Р •100.
Продолжив предыдущий пример, определим запас финансовой прочности: [(3600 – 2500): 3600 •100 = 30,6%. Следовательно, фирма может сократить объем производства и продаж на 30,6% прежде, чем будет достигнута точка безубыточности. Такой высокий запас финансовой прочности должен быть учтен в процессе формирования стратегии фирмы.
Имея большой запас финансовой прочности, фирма может осваивать новые рынки, инвестировать средства как в ценные бумаги, так и в развитие производства.
Итак, максимизация прибыли путем изменения доли переменных и постоянных затрат, определения точки безубыточности и запаса финансовой прочности открывает возможность предпринимателям планировать на перспективу размеры прироста прибыли в зависимости от хозяйственных успехов в производстве конкурентоспособной продукции и заблаговременно принимать соответствующие меры по изменению в ту или иную сторону величины переменных и постоянных затрат. Прогнозные расчеты прибыли важны не только для самих предприятий и организаций, производящих и реализующих продукцию (услуги), но и для акционеров, инвесторов, поставщиков, кредиторов, банков, связанных с деятельностью данного предпринимателя, участвующих своими средствами в формировании его уставного капитала.
Поэтому планирование оптимального размера прибыли в современных экономических условиях является важнейшим фактором успешной предпринимательской деятельности предприятий и организаций.
Похожие статьи: