Повышается эффективность, благодаря экономии на масштабах деятельности, комбинирования взаимодополняющих ресурсов, финансовой экономии за счет снижения трансакционных издержек, усиления монопольного положения на рынке и т.д., что проявляется в росте производительности и (или) в снижении издержек производства. Эффект совместных действий выше простой суммы индивидуальных усилий.
Изначально термин “синергия” был образован от термина “синергизм”, который в биологии означает сотрудничество между различными органами. Термин “синергия” был введен в обиход И. Ансоффом для обоснования групповых структур в организации компании. В настоящее время в экономической литературе оба термина используются как синонимы.
Преимущества синергии определяются как 2+2=5, иначе говоря, суммарная отдача всех капитальных вложений фирмы выше, чем сумма показателей отдачи по всем ее хозяйственным подразделениям без учета преимуществ использования общих ресурсов и взаимодополняемости.
Стратегия вертикальной интеграции – это внутриотраслевая стратегия внешнего роста, осуществляемая с целью достижения эффекта синергии между предприятиями, связанными технологической или коммерциализационной цепочкой товара, ведущая к формированию единой корпоративной структуры.
Вертикальная интеграция в нефтяной отрасли имеет как сильные, так и слабые стороны:
• финансовые преимущества при интеграции “назад” к нефтедобывающим предприятиям очевидны, так как они имеют значительные прибыли (хорошее значение показателя предельной доходности, т.е. отношение прибыли к объему реализации), а поставляемая продукция (нефть) занимает основную часть в себестоимости конечного продукта.
Подобная интеграция помогает снизить зависимость нефтеперерабатывающей компании от крупных компаний-поставщиков важнейшего компонента готовой продукции, которые при каждом удобном случае стремятся поднять цену.
Такие способы борьбы с нестабильностью в поставках и зависимостью от крупных поставщиков, как увеличение запасов, контракты с фиксированными ценами, работа с большим количеством поставщиков, замена стандартных товаров товарами-субститутами, не всегда являются привлекательными. Интеграция “вперед” также дает возможность присоединения маржи оптовых покупателей.
Кроме того, в интегрированных структурах функции управления, как правило, берет на себя единый орган, сокращается общее количество отделов и их руководителей (например, менеджеров, занимающихся поставками, сбытом и т.д.), следовательно, уменьшается общая сумма управленческих расходов;
• технические и технологические преимущества достигаются на основе дифференциации, когда компания начинает выполнять те действия, которые ранее были ей не свойственны, предлагая лучшее качество конечного продукта, улучшая уровень обслуживания клиентов.
Похожие статьи: