В качестве недостатков этой теории можно отметить, во-первых, тот факт, что она рассматривает только лишь один фактор из системы закономерностей, определяющих темпы НТП, а во-вторых, то, что она не дает ответа на вопрос, что же побуждает машиностроительную отрасль регулярно создавать новшества и увеличивать их выпуск. Именно на преодоление этих недостатков и была нацелена вторая из “технологических” теорий – теория “специализации”.
Согласно теории “специализации” (R. Solow, J. Kimberly, M. Cautley, V. Glagolev) главной движущей силой НТП является накопленный экономический рост, выражающийся в увеличении размеров предприятий-поставщиков готовой продукции, что приводит к росту разделения труда, специализации и кооперации.
Авторы этой теории не рассматривают причин роста этих факторов, а анализируют лишь последствия – увеличивающаяся степень специализации позволяет производителям техники поставлять на рынок все более новую и более совершенную технику, но при этом выдвигает все возрастающие требования к технологиям у самих производителей.
Основной вывод этой теории состоит в том, что темпы НТП диктуются темпами роста предприятий и степенью их специализации.
Размеры предприятий авторы предлагают измерять физическими показателями, характеризующими масштаб производства, например, для сельского хозяйства – площадью обрабатываемых земель, для транспорта – тонно-километрами перевозок, для телефонной связи – числом звонков в единицу времени и т.д.
Простая логика подсказывает, что для того, чтобы сделать резкий скачок от ручного труда к высокоэффективному специализированному производству нужны очень высокие темпы НТП, а согласно описанной выше теории, на этом этапе они были существенно ниже, чем в дальнейшем при росте специализации и кооперации.
Основной тезис теории “обучения при распространении” (D. Sahal) сводится к тому, что темпы НТП напрямую зависят от накопленного опыта в сфере эксплуатации техники.
Авторы этой теории выстраивают следующую логическую цепочку: потребители новой техники накапливают опыт эксплуатации оборудования, частично сами вносят некоторые корректировки в их модернизацию, а частично – информируют производителей техники о ее недостатках, тем самым стимулируя к дальнейшему ее совершенствованию и разработке новых моделей.
Эта теория приводит к выводу, что на начальном этапе развития техники, когда был осуществлен переход от ручного труда к машинному, объем распространения машин у потребителя был незначительным, а, следовательно, и темпы НТП были крайне невысоки. В то же время совершенно очевидно, что именно на этом этапе эффект от внедрения техники был наибольшим, т.е. и темпы НТП – максимальными.
Похожие статьи: