В этой связи необходимо более четко учитывать структурные изменения по видам экономической деятельности, введение новых профессиональных должностей, что будет способствовать повышению уровня деятельности высших учебных заведений и их взаимодействия с национальным рынком труда, определению потенциальных потребителей образовательных услуг.
С этой целью отдельные вузы проводят мониторинг вакансий, предлагаемых отечественными работодателями и иностранными фирмами, отслеживают национальный рынок труда по видам экономической деятельности, отраслям и регионам.
Специалисты в сфере высшего образования все чаще сходятся во мнении о целесообразности более широкого использования программно-целевого метода развития образовательных услуг на перспективу, который будет способствовать повышению уровня развития рынка образовательных услуг и организационно-экономическому совершенствованию учебного процесса.
Программно-целевой метод улучшит аналитическую работу в сфере образовательных услуг, развитие системы высшего образования, позволит оценить состояние конкурентной среды, учитывающей требования потребителей образовательных услуг. Наряду с этим, в рамках программы должны использоваться меры, направленные на решение экономических проблем.
Существующие отличия в уровнях образования, профессионально-квалификационной подготовки свидетельствуют о несостоятельности унифицированных рецептов для определения стратегии и тактики реализации трудовой активности специалистов. Партнерские связи между высшими учебными заведениями и предприятиями, организациями, учреждениями остаются недостаточными.
Наблюдается несбалансированность структуры и объемов подготовки специалистов с потребностями экономики, недостаточная адаптация выпускников к профессиональной деятельности в условиях рынка. В то же время особое внимание следует уделять закреплению молодых специалистов за рабочими местами в течение первого года их трудовой деятельности.
При трудоустройстве выпускников должно учитываться состояние и потребности отраслей экономики в кадрах с высшим образованием. К сожалению, в нашей стране не всем выпускникам удается трудоустроиться по специальности, что приводит к росту численности безработных с высшим образованием и определенной дестабилизации социальной ситуации на национальном рынке труда.
В условиях глубокой трансформации социально-экономических отношений коренные изменения, происходящие в мировой экономике, оказывают существенное влияние на состояние национальной системы образования, в том числе и на процесс трудоустройства выпускников.
В связи с этим возникает объективная необходимость в разработке новых подходов по формированию и размещению трудового потенциала, новых методов и средств обучения, более активной интеграции учебных заведений с работодателями. В современной Украине еще не сложился механизм объединения процессов обучения и трудоустройства выпускников вузов.
Похожие статьи: