В настоящее время структура консолидированного бюджета расходов на образование, включающая в себя расходы на профессиональное и общее образование имеет следующий вид: 23-27 % – расходы из федерального бюджета, 20-22 % – расходы из бюджетов субъектов Федерации, 53-55 % – расходы из местных бюджетов.
Существовавшая ранее система образования поглощала достаточные отчисления национального внутреннего продукта, но не слишком эффективно их использовала.
Вместе с тем, фактические расходы системы образования за последние годы составляли 3,34-4,40 % ВВП, что в два-три раза ниже соответствующих расходов в развитых странах.
Проблема стабильного и обоснованного финансирования учебных заведений в настоящее время является одной из самых острых проблем функционирования системы образования.
Нужно признать справедливым утверждение, что пока нет методов научно обоснованного нормирования финансовых расходов системы образования. Нынешний порядок финансирования образования является переходным от старой к новой системе формирования финансов учебных заведений в России.
Он не только сохранил, но усугубил некоторые негативные стороны прежнего финансового механизма, который органически встраивался в государственную командную экономику и имел те же плюсы и минусы, что и административно-распределительная система в целом.
Формирующийся новый финансовый механизм в отрасли образования характеризуется, прежде всего, сочетанием бюджетного финансирования учебных заведений с развитием платных образовательных услуг и другими источниками самофинансирования.
Создается система многоканального финансирования образования, дающая возможность образовательным учреждениям частично компенсировать недостаточное бюджетное финансирование.
В современных условиях очевидно, что функционирование всех видов рынков образовательных услуг с обеспечением при этом массовости потребления и доступности этих услуг для всех слоев населения возможно только в том случае, если государство, постепенно уходя из сферы высшего образования, сможет запустить в действие эффективную систему оказания финансовой помощи студентам.
Начиная с 80-х годов прошлого столетия, практически все развитые страны ведут постоянный поиск и апробируют различные схемы оказания такой помощи в формах кредитования, субсидирования, а также их сочетания.
Усилия правительств большинства стран по привлечению к решению данной проблемы рынка долгосрочного ссудного капитала с целью ослабления финансовой нагрузки на бюджет пока не увенчались значительным успехом, поэтому основное бремя по созданию системы финансовой помощи студентам, конечно же, ложится на государство.
Похожие статьи: