Появление множества коллекторских агентств напрямую связано с бумом потребительского кредитования и ростом невозвратов и задолженностей по кредитам. Национальный банк Украины дает следующие цифры: за семь месяцев текущего года объем выданных гражданам кредитов увеличился на 47,6%, а это – 107,6 млрд. гривен. При этом только за период с января – май просроченные долги по кредитам физических лиц выросли на 76%. По информации тех же коллекторов, доля невозвратов на рынке потребительского кредитования на сегодня составляет не меньше 10–15%.
Увеличение объема проблемной задолженности заставляет кредитные и финансовые учреждения все чаще обращаться к услугам коллекторов. Благодаря сборщикам долгов банки, страховые компании и другие финансовые структуры возвращают от 30-80%, казалось бы, безнадежных долгов.
По информации коммерческих банков, свои услуги – возврат долгов в Украине предлагают около 14 коллекторных контор, но на самом деле сборщиков долгов на порядок больше, просто многие не хотят афишировать свой бизнес. Хорошим же и можно сказать отличным показателем для профессионального и раскрученного агентства по возврату долгов считается возврат 10-30% от суммы переданного долга (в зависимости от качества переданного портфеля). Но на сегодня такими показателями могут похвастаться далеко не многие, например, заявившие о себе в этом году такие компании, как Первая украинская долговая компания и Verus активной деятельности пока не развернули.
Сейчас все методы работы коллекторов известны и они заявляют о них открыто. Их разделяют на три этапа: первый (soft collection) должникам звонят и отправляют письма, проводится разъяснительная работа, выясняются причины невыплат задолженностей, налаживаются контакты. Второй этап (hard collection) подразумевает личные встречи с неплательщиками. И на третьем (legal collection) – подача в суд исков, и дальнейшая работа с исполнительной службой и т.д. до момента возвращения долга. Но главной задачей коллекторов является возвращение долга, не доводя дело до суда, и заключается по большому счету в психологическом давлении и других специфических приемах и методах.
Как заявляют специалисты для организации коллекторской компании необходимо от 500 тыс. до миллиона долларов. Основными статьями расходов здесь выступает программное обеспечение, подготовка квалифицированных специалистов, организация представительств в регионах. Коллекторское агентство должно иметь соответствующий штат сотрудников: квалифицированные психологи и юристы. Так же сотрудники работающие с различными базами данных и само наличие регулярно обновляющихся баз. Современный коллектор национального масштаба должен насчитывать порядка 100 человек. Так, например, в CCG – Credit Collection Group около 130 сотрудников, из них 35 трудятся в колл-центре и около 70 — в региональных представительствах. Авторитет и репутация являются главными конкурентными преимуществами на этом рынке.
Основными клиентами коллекторов являются коммерческие банки, страховые компании, операторы мобильной связи, а так же организации, занимающиеся прямыми продажами. Содержать собственные подразделения или службы по возврату долгов банкам зачастую обходится дороже, чем аутсорсинг, но и коллекторские услуги обходятся далеко не дешево. Комиссионное вознаграждение может составлять 10–60% от суммы возвращенной задолженности в зависимости от длительности просрочки, объема и качества портфеля и наличия залога. Кстати, возврат 10-30% от суммы переданного долга считается очень эффективным результатом даже за рубежом, но наши кредитно-финансовые учреждения такой показатель почему-то не удовлетворяет.
Кредитно-финансовые учреждения, а именно банки на сегодня готовы продавать коллекторам свои проблемные долги и подчищать свои балансы, тем более что Нацбанк требует стопроцентного резервирования под кредиты, платежи по которым просрочены более чем на 90 дней. Но ни одно коллекторское агентство на сегодня такую услугу предоставить не может. Наш коллектор мог бы очень охотно выкупать залоговые кредиты, ведь тут оценка стоимости долга не составит для них никаких проблем, но и таких прецедентов в стране нет. Еще одной причиной, почему банки не спешат сотрудничать с коллекторами, следует назвать отсутствие у последних разветвленных сетей филиалов в регионах Украины.
Что касается самой специфики работы коллекторов и аутсорсинга вцелом, необходимо отметить, что основная разница при работе с должниками банков и должниками страховых компаний состоит в том, что при обслуживании банковских долгов главным является поиск и нахождение должника, а при работе со страховщиками – доказательство самой вины должника. Ведь многие виновники ДТП даже не догадываются о своих долгах перед страховой компанией. И как показывает практика, если среди банковских заемщиков только 5% категорически отрицают долги, среди страховых должников этот процент в несколько раз выше.
Интересным направлением, в котором в данное время видят перспективу коллекторы, называют жилищно-коммунальное хозяйство. Но, по словам специалистов, эта отрасль очень специфична и затронет социально незащищенные слои населения, к примеру – пенсионеров. Такое сотрудничество станет возможно и эффективно не раньше, чем через пару лет.
Возврат долгов нашими коллекторами осуществляется без лицензий по схеме факторинга. Их деятельность осуществляется на основании Хозяйственного кодекса Украины и Закона Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг». Конечно же, отсутствие законодательства ограничивает полноценный и необходимый доступ коллекторов к получению необходимой информации от банков, страховых компаний, адресных бюро, телефонных сетей, бюро кредитных историй и организаций коммунального хозяйства. Во многих странах этот вопрос давно решен путем лицензирования коллекторских компаний. В скором времени этот вопрос будет законодательно урегулирован и в Украине.
Кредит-консульт 16.10.2008
Что мы предлагаем…(см. Аутсорсинг – возврат долгов – услуги для банков и страховых компаний)
Похожие статьи: