Цены функционируют в своей взаимосвязи с финансами. На сегодня нет единого определения цены. Современная теория цены рассматривает ее как результат функционального взаимодействия комплекса ценообразующих факторов. Цена равновесия определяется, с одной стороны, исходя из предельной полезности, а с другой – из предельных издержек, которые в свою очередь определяются предельными приращениями в продуктивности факторов производства. Сущность цены проявляется в ее функциях.
Функции цены следующие:
1) распределительная;
2) стимулирующая;
3) функция ориентации.
Содержание распределительной функции цены выражается в том, что с помощью цен валовой продукт, внутренний продукт и доход хозяйствующих субъектов распределяются между предприятиями и отраслями народнохозяйственного комплекса. Содержание стимулирующей функции цены выражается в том, что цены экономически стимулируют производство и потребление одних товаров и сдерживают производство и потребление других товаров. Цены стимулируют повышение качества продукции, освоение новых видов товаров и материалов, обеспечивают повышенную рентабельность новых изделий. Функция ориентации проявляется в том, что цена дает необходимую информацию как для покупателя товара, так и для продавца товара.
Цена выступает основой механизма формирования и распределения денежных фондов (капитала), в процессе которого возникают денежные отношения, представляющие собой финансы. На базе цены складываются пропорции в формировании и распределении денежных фондов (капитала); а финансы выступают инструментом, реализующим эти пропорции. Цена является частью хозяйственного механизма.
Существует как прямая, так и обратная связь между ценой и финансами. Эта связь обусловлена тем, что все финансовые отношения основаны на использовании цен и ценосоставляющих элементов.
Прямая связь цены и финансов – сама цена состоит из финансовых категорий (себестоимости, прибыли, налога на добавленную стоимость, акциза и др.). Применение методов расчета величин этих элементов прямо влияет на величину самой цены.
Обратная связь – в условиях рыночной экономики величина цен на товары диктует величину затрат производства и издержек обращения, размер прибыли, размеры косвенных налогов и других элементов цены. Все элементы цены начинают подстраиваться под тот уровень цены, который диктует рынок и при котором товар (услуга, работа) может быть продан.
Цена является рычагом финансового механизма. В конечном итоге финансовые отношения определяются кругооборотом купленной и проданной суммы цен, который совершается по схеме:
1) активы хозяйствующего субъекта формируются за счет финансовых ресурсов;
2) финансовые ресурсы представляют собой денежные средства, оставшиеся после вычета из выручки затрат и налогов;
3) выручка – это сумма реализованных (проданных) цен, а затраты и налоги – сумма купленных цен;
4) цена есть материальный (осязаемый) результат функционирования производственно-торгового процесса хозяйствующего субъекта в условиях рыночной экономики;
5) производственно-торговый процесс невозможно организовать без активов хозяйствующего субъекта.
Похожие статьи: