Большинство банкиров считают цену приобретения завышенной. Участники банковского рынка отмечают, что в споре о цене банка “Аваль” было больше причин для снижения цены, чем для её увеличения.
Причины снижения были такие: недостатки в структуре активов; неоднозначный учёт страховых платежей и резервов банка; низкое развитие технологий в удалённых отделениях; длительные переговоры о покупке.
Информация об отказе Райффайзен Интернешнл от сделки навредила имиджу “Аваля”, что ослабило его позиции при продаже.
Завышенную сумму сделки объясняют такими факторами: на покупку банка “Аваль” претендовали сразу несколько финансовых институтов; Райффайзен Интернешнл купил не только банк, но и сам бренд “Аваль”; покупатель получил второе место на местном рынке практически по всем показателям.
Во многих регионах нет не только банков, которые можно купить, но даже помещений под офисы. Желающим развивать сеть придется строить здания самостоятельно, а это займет не один год.
О том, что Райффайзен Интернешнл не поскупился, свидетельствует тот факт, что до последнего времени ориентиром для рынка считалась норма, когда соотношение цены покупки и капитала банка не превышает 1,5.
И хотя было понятно, что цена “Аваля” будет включать премию за лидерство на рынке, её размеры оказались довольно-таки внушительными. Если принимать во внимание стоимость банка в 1,1 млрд. долл., получается, что коэффициент составил 3,7.
По результатам сделки собственники других банков берут результаты западного аудита, умножают на 3,7 (окончательная стоимость пакета “Аваля” превысила стартовый уровень в 3,7 раза) и получают возможную цену продажи.
Этот показатель продажи “Аваля” оказался значительно больше, чем даже у российского “Сбербанка”, где P/BV составляет 2,5, если судить по капитализации лидера банковского рынка в РФ. Кстати, цена продажи “Дельта банка” французской SocGen, состоявшейся менее трех месяцев назад, в расчёте на капитал составила все те же 2,5.
Учитывая ситуацию по активизации продвижения иностранных банков на украинский банковский рынок, необходимо решить проблему эффективности банковских слияний в Украине.
Для этого надо провести исследования по оценке получаемых выгод от слияния как разности между стоимостью компании с учётом эффекта синергизма и уплаченной ценой за присоединяемую компанию с учётом затрат на осуществление процесса слияния.
Экономическое обоснование сделки позволяет говорить о её целесообразности, то есть служит разумным мотивом для её осуществления.
Похожие статьи: