Рассматривая специфику аналитических моделей, применяемых в корпоративном финансовом планировании, следует прежде всего отметить, что они, как правило, имеют характер общих моделей предприятия, т.е таких аналитических моделей, которые позволяют максимизировать рыночную цену и стоимость капитала в рамках синхронного планирования продуктовой программы и потенциала с учетом прочих целей периода (дополнительных условий).
Информационное содержание рассматриваемых аналитических моделей связано с возможностью синхронной разработки:
• продуктовой программы и сводного плана производства;
• плана инвестиций (дезинвестиций) при обеспечении требуемого уровня ликвидности и плана внешнего финансирования (дефинансирования).
На основе анализа чувствительности и комбинирования входных данных можно определить исходные пункты для разработки стратегии в разрезе основных направлений деятельности подразделений.
В качестве примера такой модели, которая может применяться как укрупненная модель планирования полей бизнеса, интегрированная с функциональным планированием, можно рассмотреть модель Поппа. Эта модель была разработана специально для решения проблемы стыковки стратегического и среднесрочного планирования на предприятиях.
Для определения системы целевых функций предлагаются два варианта:
• максимизация рыночной цены предприятия с учетом минимальной требуемой прибыли за период в пределах всего планового горизонта;
• максимизация совокупной капитализированной прибыли предприятия с учетом минимальной требуемой величины денежного потока по периодам.
Ниже представлена модель для первого варианта. При этом в качестве целевой функции выступает максимизация величины капитала Со, которая определяется суммированием приведенных к начальному периоду денежных потоков за некий плановый период t:
в сфере персонала:
использование персонала по каждой группе работающих w ограничивается сверху и снизу:
Ликвидность рассчитывается нарастающим итогом до соответствующего периода как превышение поступлений минус затраты по инвестициям в сфере производства и сбыта, минус затраты, связанные с заменой продуктов. Для этих показателей могут быть заданы минимально допустимые значения.
При необходимости данную модель можно расширить таким образом, что в процессе оптимизации можно будет учесть уменьшение производственных мощностей, осуществление финансирования за счет заемного капитала, проведение финансовых инвестиций, изменение размера и состава акционерного и собственного капитала и т.д.
Похожие статьи: