В свою очередь, ситуация инфляционной инерции, на что мы указывали ранее, затрудняет прогнозирование влияния монетарных импульсов на состояние общехозяйственной конъюнктуры.
В сложившихся условиях адаптивных инфляционных ожиданий именно реакция крупных компаний, обладающих монопольной властью над определенными сегментами рынка, будет определять направленность финансовых потоков в процессе проводимой ими ценовой, инвестиционной и структурной политики и определять характер влияния монетарных импульсов на экономический рост.
Приватизация как средство создания институтов предпринимательской деятельности стала перед Украиной и другими странами Центральной и Восточной Европы главным практическим инструментом рыночной реформы. Позитивные результаты приватизация приносила только тогда, когда она становилась частью комплексной системы, сориентированной на определенные критерии эффективности.
Одним из основных таких критериев является эффективное функционирование капитала и накопление им рынка факторов производства. Анализ практических результатов украинской приватизации свидетельствует о том, что стратегия приватизации в Украине не была эффективной.
Необходимость оптимизации процесса приватизации и адаптации его к условиям переходной экономики вытекает из следующих условий. Во-первых, необходима реструктуризация собственности, так как старая модель собственности не только исчерпала себя, но и привела к чрезмерному моральному и физическому старению основных фондов предприятий, хроническому сокращению на мировых рынках производства высокотехнологической, конкурентной продукции.
Во-вторых, нужно учитывать начальное состояние внедрения реформ, которое характеризуется абсолютным доминированием государственного сектора. В-третьих, имеет значение также и опыт других стран с переходной экономикой, который показал, что фаза перехода связана с экономической пассивностью и неадекватностью политики на уровне предприятий.
Приватизация дает возможность сформировать такую модель экономического поведения хозяйствующих агентов, которая в большей степени определяется закономерностями рынка, а не использованием рычагов административного влияния.
Это широко признанный критерий эффективности национального хозяйства, который подтверждается опытом экономического развития большинства стран. Вместе с тем, приватизация стает фактором преодоления неэффективности государственного сектора, чрезмерной стоимости удержания административного аппарата предприятия.
Она также используется в ходе борьбы с управленческой пассивностью, способствует внедрению экономической структуры, что стимулирует развитие предприятий.
Похожие статьи: