Система банковского маркетинга включает постоянное наблюдение за состоянием рынка банковских услуг, выявление потребностей клиентуры и оценку имеющихся банковских возможностей, совершенствование качества предоставляемых банком услуг и их расширение, стимулирование сбыта банковской продукции.
Вопрос о маркетинге в банковской сфере Украины приобрел актуальность с началом преобразований в финансовой области. Переход к рыночной экономике, появление в стране фондового и денежно-кредитного рынков потребовали создать соответствующую инфраструктуру.
Переход к рыночным отношениям в экономике Украины основывается в значительной степени на появлении множества субъектов рынка, развитии между ними конкуренции, формировании институциональной рыночной системы. В русле этих преобразований идет трудный и противоречивый процесс развития финансового рынка, включая кредитный и фондовый рынки.
Мировые тенденции развития банковской системы подтверждают, что создание широкой сети филиалов крупных банков благоприятствуют совершенствованию управления банками, повышению его эффективности.
Более значительные объемы ресурсов и более высокая квалификация персонала банков, имеющих филиалы, дает им преимущества в осуществлении своей деятельности на рынке банковских услуг, в том числе за счет диверсификации активов, а значит, и рассредоточение рисков, привлечения более опытных работников, широкого охвата клиентских групп.
Среди преимуществ таких банков – географическая мобильность средств, позволяющая удовлетворять непредвиденные и сезонные потребности клиентов. Лимит кредитования у филиала может быть выше, чем у бесфилиального банка.
Коммерциализация банковской деятельности, развитие принципов самофинансирования и самоокупаемости в кредитной сфере, универсализация деятельности кредитных учреждений создали предпосылки для развития рыночных отношений в этой области.
Коммерческие банки фактически первыми включились в рыночные отношения. При создании банки опирались на различные формы собственности – акционерную, кооперативную, частную.
Они выступали пионерами в эмиссии корпоративных ценных бумаг, дали импульс развитию фондового рынка, способствовали появлению брокерских фирм, бирж и их фондовых отделов, развитию вторичного рынка ценных бумаг, расчетных клиринговых центров.
Похожие статьи: