Рассмотрим риски, возникающие у портфельного инвестора при совершении операций на организованном вторичном рынке ценных бумаг (т.е. рынке, обслуживаемом развитой системой финансовых посредников, определенной выше как финансовая инфраструктура).
Для данного уровня делегирования функций по управлению рисками базовым можно считать т.н. “системный” или “инфраструктурный” риск, заключающийся в возможности потери инвестируемого капитала вследствие непредвиденных изменений или неэффективности функционирования финансовой инфраструктуры.
Стремление инвестора к его исключению ведет, в свою очередь, к возникновению потребности в органе, отвечающем за надежность и эффективность функционирования системы финансовых посредников в целом. Данную функцию, возлагаемую, как правило, на государственные учреждения или на коллективные представительные органы профессиональных участников фондового рынка, определяют как регулирование.
Решение задач, связанных с управлением политическими и макроэкономическими рисками, как правило, находится вне рамок взаимодействия экономических субъектов и описывается в терминах политических и межгосударственных отношений.
С точки зрения инвесторов, посредниками в управлении рисками данного вида могут являться организации, ставящие целью лоббирование их интересов на государственном уровне (политические партии и движения, профессиональные ассоциации и бизнес-клубы).
Управление микроэкономическими рисками (определяемое как corporate governance) может осуществляться путем влияния на формирование макроэкономической (в т.ч. индустриальной) политики государства (как описано выше), но чаще всего, для их минимизации задействуются финансовые посредники (аудиторские компании, управленческие консультанты и т.п.), рассматриваемые далее как элементы финансовой инфраструктуры.
Основным способом исключения первичного для данной системы риска является использование системы специализированных институтов, выполняющих функцию посредника между инвестором и его собственностью (или другим посредником).
В свою очередь, исключение первичного риска с неизбежностью приводит к возникновению вторичного риска, выражающегося в вероятности неадекватного функционирования того института, с помощью которого первичный риск был устранен.
Управление вторичным риском, который невозможно или нецелесообразно элиминировать добавлением еще одного уровня посредников, сводится к следующему набору мероприятий.
Похожие статьи: