Государственные инвестиции из федерального бюджета финансируются по перечню государственных заказчиков в соответствии с Федеральной адресной инвестиционной программой.
С целью дополнительной инвестиционной поддержки производства с 1997 г. в составе федерального бюджета образуется Бюджет развития РФ. В соответствии с Федеральным законом «О Бюджете развития Российской Федерации», принятым в декабре 1998 г., он формируется в составе капитальных расходов федерального бюджета и используется для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения высокоэффективных инвестиционных проектов.
Средства Бюджета развития РФ формируются из связанных иностранных кредитов, получаемых под гарантии Правительства Российской Федерации, инвестиционных кредитов Международного банка реконструкции и развития (МБРР), а также средств из источников внутреннего заимствования.
Об этом свидетельствуют данные, приведенные в приложениях к федеральному бюджету.
С целью выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации с учетом их душевого бюджетного дохода Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2001 год» утвержден объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в сумме 100353,7 млн руб. с распределением трансфертов по бюджетам субъектов Федерации. Причем в объемах трансфертов соответствующих регионов выделены целевые суммы на:
•государственную финансовую поддержку закупки и доставки нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольственных товаров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов для снабжения населения, предприятий и организаций социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства;
•компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока и Архангельской области.
В составе расходов федерального бюджета на 2001 г. образованы Фонд регионального развития в сумме 3335,0 млн руб. и Фонд развития региональных финансов в сумме, эквивалентной 20 млн.долл. США.
Средства Фонда регионального развития направляются на финансирование федеральных программ развития регионов и дополнительную финансовую помощь высокодотационным субъектам Российской Федерации. Указанный фонд призван осуществлять избирательную инвестиционную поддержку социального направления в развитии регионов, в основном на безвозвратной основе.
Средства Фонда развития региональных финансов согласно Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2001 год» направляются на активизацию процессов финансового оздоровления бюджетов субъектов Российской Федерации, содействие реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, на стимулирование экономических реформ. Источником формирования Фонда развития региональных финансов является кредит МБРР.
В составе расходов федерального бюджета на 2001 г., кроме того, предусмотрен Фонд компенсаций в сумме 33381,6 млн руб.
Субсидии и субвенции, выделяемые из этого фонда, направляются на финансирование текущих расходов по реализации:
Федерального закона от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в сумме 10587,7 млн.руб. Федерального закона от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» – в сумме 22802,9 млн руб.
В последние годы до 2001 г. в структуре расходов федерального бюджета сокращались затраты на государственную поддержку отраслей экономики страны. Прежде всего это касалось централизованных капитальных вложений. Такая тенденция связана с переходом на рыночные отношения, когда необходимые дополнительные ресурсы для негосударственного сектора экономики мобилизуются на финансовых рынках. Кроме того, наряду с безвозвратными бюджетными ассигнованиями вошла в практику выдача по распоряжениям Правительства Российской Федерации бюджетных ссуд (бесплатных или с низкой процентной ставкой).
Постепенно усиливается социальная ориентация федерального бюджета. На 2001 г. в этом отношении предусматривается заметный сдвиг.
Среди расходов федерального бюджета особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Он возникает, когда для покрытия бюджетного дефицита (его появление связано с превышением бюджетных расходов над его доходами) используется государственный кредит.
Государство становится заемщиком финансовых средств у населения, банков и предприятий (в этом случае возникает внутренний государственный долг) или у другого государства или международных финансовых организаций (внешний государственный долг).
Похожие статьи: