Приватизационные процессы в странах Европы анализ их сущности и механизмов проведения позволяют сделать ряд выводов, которые целесообразно учитывать в практике экономических преобразований в Украине, а именно:
1) приватизация есть одной из составных частей общей политики перехода к новой экономической системе, которая базируется на цивилизованных рыночных отношениях. Параллельно с процессами приватизации в обществе должны происходить сдвиги и в других областях экономической, политической, социальной и культурной жизни, которые стимулировали бы эффективное функционирование “начал” частной собственности и сравнили бы ее в правах с государственной;
2) следует понимать, что идеальной модели приватизации нет ни в одной стране. Опыт каждой из них имеет как позитивные, так и негативные последствия. Но даже при самых благоприятных стартовых условиях поле приватизации объективно ограничено.
Главный ограничивающий фактор при этом – отсутствие необходимого капитала и необратимые негативные социальные последствия, вызванные, прежде всего, высокими темпами роста безработицы. Переход от одного общества к другому практически невозможен без негативных последствий и непопулярных мер;
3) эффективное и поэтапное проведение много масштабных операций приватизации возможно при наличии и соблюдении таких главных условий как обеспечение интересов широкого круга инвесторов, политического и социального консенсуса, постоянного и многопрофильного контроля со стороны государства, с целью предотвращения злоупотреблений в сфере приватизации.
Опыт других стран показывает, что отсутствие одного из этих условий ощутимо снижает результаты приватизации и даже может сделать этот процесс социально опасным;
4) в странах с высоким уровнем концентрации экономической власти в руках государства доминирующее положение сохраняет государственный сектор, который будет формироваться;
5) приватизация – особенная, но не единственная форма преобразования собственности. Вместе с тем, само перераспределение прав собственности возможно без перераспределения экономической власти. Приватизацию можно проводить радикально, подчиняя достижению политических целей, или эволюционно, подчиняя целям экономической эффективности.
Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что приватизация – это комплекс мер, направленных на сокращение государственного сектора экономики, расширение негосударственных форм собственности и хозяйствования, предоставление им возможности беспрепятственно функционировать и развиваться.
Похожие статьи: