В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины “О реализации приоритетных направлений развития науки и техники”, в качестве приоритетных направлений исследования в Украине были определены:
• ресурсосберегающие технологии;
• создание новых видов сырья и материалов;
• информационные технологии;
• коммуникационные системы;
• средства охраны здоровья человека (на это направление предусматривалось направить от 12,5 до 31 % всего объема финансирования).
В Украине на законодательном уровне утверждены более высокие объемы финансирования приоритетных направлений, в соответствии с постановлением они должны быть в 5-6 раз выше средней стоимости научных разработок.
Однако, как показывают статистические данные Института экономического прогнозирования НАН Украины, фактический объем финансирования реализуемых государственных КНТП в 1999 г. составил 11,8 %, т.е. большинство из них были только проавансированы.
Кроме того, по данным этого же источника наблюдается устойчивое снижение финансовой обеспеченности проектов: если в 1998 г. она составляла в среднем 30 тыс. грн. на проект, то в 1999 г. – 10 тыс. грн. Одной из основных причин этих негативных тенденций выделено несовершенство законодательной и нормативной базы реализации (например, слабый учет уровня приоритетности программных исследований и разработок в процессе их финансирования).
Нельзя забывать о том, что именно это направление в управлении НТП является одним из основных в технологически развитых странах и является инструментом прямого государственного финансирования НИОКР. Несмотря на ряд различий в механизмах осуществления программ в разных странах, они сходны между собой в основном: ставят целью обеспечение первенства в наукоемких отраслях, носят комплексный характер, включают выбор приоритетных направлений развития экономики.
К сожалению, проблема совершенствования системы реализации комплексных научно-технических программ, а как следствие и система определения и реализации приоритетных направлений развития экономики страны, остается для Украины нерешенной.
Необходимо отметить, что хотя системы планирования и прогнозирования и являются составными частями единой системы управления научно-техническим развитием, они все же существенно отличаются друг от друга временными границами, степенью детализации содержащихся в них показателей, степенью точности и вероятности, адресностью и правовой стороной.
Похожие статьи: