В такой ситуации перед банками стоит задача либо удержать свои позиции на рынке, либо расширить, внедряя новые банковские продукты. Все это под силу только тем кредитным организациям, которые используют в своей оперативной работе маркетинговые исследования, проводят мониторинг не только своего финансового состояния, но и отслеживают финансовую устойчивость основных конкурентов, а также их позиции на рынке услуг.
Изложение основного материала. Несмотря на то, что предоставление розничных услуг населению является в настоящее время наиболее динамичной сферой банковского бизнеса, существует целый ряд проблем, препятствующих развитию ритейлового бизнеса в России.
К основным сдерживающим рост причинам можно отнести: несовершенство законодательной базы, высокие издержки предоставления банковских услуг населению и риски кредитования населения, связанные со сложностью оценки платежеспособности заемщика, вызванной наличием недекларируемых (скрытых) доходов.
В то же время, существуют факторы развития кредитных услуг населению: привлекательность розничного бизнеса для банков ввиду его высокой доходности, возможности диверсификации рисков по срокам кредитования и по заемщикам и большого количества потенциальных клиентов.
Таким образом, к основным тенденциям современного развития кредитования населения на региональном уровне можно отнести:
• опережающий рост объемов кредитования населения, несоразмерный росту среднедушевых и реальных денежных доходов населения, причем эта особенность присуща всем исследуемым областям Центрального федерального округа России: Курской, Белгородской и Воронежской, независимо от их социально-экономического развития;
• основным источником формирования ресурсов для кредитования на сегодняшний день являются привлеченные во вклады средства физических лиц – в общей величине пассивов они занимают свыше 50 %;
• региональные банки вынуждены конкурировать с филиалами крупных столичных банков, что отражается на доле занимаемого ими рынка кредитования населения, при этом наилучшую позицию занимает “Курскпромбанк” по отношению к региональным банкам Белгородской и Воронежской областей;
• величина потенциального рынка кредитных услуг населению Курской области значительно превышает реальный рынок, что означает для банков упущенные возможности в получении дохода от кредитования.
Преодоление обозначенных барьеров и динамичное отслеживание текущей ситуации на рынке услуг населению, применение инструментов банковского маркетинга и мониторинга позволит региональному банку существенно повысить уровень работы с населением, увеличить собственную конкурентоспособность на рынке, приумножив при этом свою клиентскую базу и прибыль.
Похожие статьи: