Основным элементом финансового механизма образовательных учреждений является кредитование образовательных услуг. Происходит финансирование не только профессиональных образовательных учреждений, но и потребителей услуг, которые сами выберут тех, кто обеспечит им лучшее качество подготовки по приемлемой цене.
Как показывают социологические опросы, население положительно оценивает возможность получения кредита на оплату образовательных услуг.
Теоретические и методические основы механизма кредитования образовательных услуг за счет средств федерального бюджета были разработаны в рамках научно-исследовательской работы Министерства образования и науки России “Формирование механизма кредитования образовательных услуг за счет средств федерального бюджета” под руководством академика, доктора экономических наук, профессора Ю.В. Чеботаревского.
Механизм кредитования образовательных услуг за счет средств федерального бюджета должен создать благоприятные экономические условия для получения образовательного кредита.
В настоящее время студентам оказывается трудно или невозможно брать деньги в заем, чтобы финансировать свое обучение. Поскольку у малообеспеченных студентов, как правило, нет надежного залогового обеспечения, то коммерческие банки вынуждены увеличивать процентную ставку по кредиту, чтобы покрыть риск его невозврата.
А это, в свою очередь, усиливает нежелание студентов брать кредит в коммерческих банках. Поэтому механизм кредитования образовательных услуг за счет средств федерального бюджета должен иметь рычаги, повышающие заинтересованность всех субъектов данного механизма.
К ним можно отнести пониженные процентные ставки, процедуру возврата бюджетного образовательного кредита, его обеспеченность (в натуральной или стоимостной форме).
Механизм кредитования образовательных услуг за счет средств федерального бюджета должен основываться на многовариантности (многообразии) моделей предоставления бюджетных кредитных средств на оплату образовательных услуг и, соответственно, различных вариантов их возврата (в том числе в различных формах: натуральной или стоимостной), а также различные сроки кредитования образовательных услуг.
Многовариантность моделей необходима для осуществления государственной экономической поддержки различных категорий студентов, то есть для уравнивания возможностей в получении профессионального образования между талантливыми представителями групп населения с различными уровнями дохода.
Гибкость механизма бюджетного кредитования образовательных услуг должна дать возможность свободного выбора различных источников финансовых средств для каждого человека, получающего образование.
Это обеспечивает свободу выбора профессионального учебного заведения в соответствии со своими способностями
Похожие статьи: