Основными компонентами исследования конкурентоспособности коммерческого банка на рынке кредитных услуг населению являются:
• анализ состояния и развития розничного банковского бизнеса на региональном уровне;
• оценка реальной и потенциальной емкости рынка потребительского кредитования в регионе;
• анализ и оценка конкурентных преимуществ банка – клиентский подход, сегментация рынка;
• изучение конъюнктуры розничного кредитного рынка региона;
• аналитические этапы построения конкурентной стратегии роста регионального банка на рынке кредитных услуг населению.
Проведенное исследование текущей конкурентной позиции банка и выявление его конкурентных преимуществ является предварительным этапом построения конкурентной стратегии роста, направленной на формирование конкурентных преимуществ банка на розничном рынке.
При этом целесообразно провести целевое сегментирование рынка для выявления приоритетных направлений деятельности.
Стратегическим целям роста конкурентоспособности регионального банка соответствует закрепление на существующих сегментах и проникновение либо усиление деятельности банка на потенциальных.
Особенно следует уделять внимание зарплатным проектам (предоставление овердрафта по пластиковым картам, распространение кредитных карт и т.д.) и развитию ипотечного и жилищного кредитования.
В соответствие со стратегическими целями можно выделить тактические элементы защиты и наступления.
Мероприятия, входящие в “защитную” тактику, в той или иной степени выполняют все банки, единственным недостатком их использования является деятельность “вслепую”, когда банки не придают должного значения предварительному анализу, получая при этом не всегда желаемый результат.
В данном случае основные направления “наступательной” тактики используются крайне редко и не в целях увеличения конкурентоспособности, а ради удержания конкурентной позиции на рынке.
Выводы. Исходя из вышеизложенного, следует, что недостаточно проводить указанные мероприятия однократно – необходимо постоянно поддерживать создаваемый и позиционируемый банком образ универсального банка с широким спектром кредитных услуг населению и индивидуальным подходом к клиенту.
Нельзя допускать слияния с массой кредитных организаций, действующих в области, предоставляя однотипные и недифференцированные кредитные продукты.
Похожие статьи: