Основные инструменты реализации денежно-кредитной политики Центрального банка приведены ниже.
1. Процентные ставки по операциям Банка России. Закон предусматривает, что банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или прово Центральный банк Российской Федерации. Годовой отчет за 1998 г. – Причем процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. К таким операциям относятся выдаваемые кредиты или депозитная политика.
С целью защиты внутренней финансовой системы и поддержания рынка рублевых активов Банк России постоянно корректирует процентные ставки по собственным кредитным и депозитным операциям. Так, в 1998 г. в феврале ставка рефинансирования изменилась с 28 до 42%, в мае — с 30 до 50%, а затем до 150%, в июне — с 60 до 80%, в июле вновь снизилась до 60%1. С 10 июля 2000 г. ставка была установлена на уровне 28%.
Диапазон колебаний процентной ставки по кредитам «овернайт» составлял 40—50%. Самая высокая процентная ставка была объявлена 17 августа 1998 г. — 250% годовых.
2. Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России кредитными учреждениями и коммерческими банками (резервные требования). Посредством изменения норматива резервных средств банк регулирует объем выдаваемых коммерческими банками кредитов и возможности осуществления ими депозитной эмиссии.
По законодательству нормативы обязательных резервов в России не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированы для различных кредитных организаций. До февраля 1998 г. нормативы обязательных резервов устанавливались в зависимости от сроков и видов привлечения кредитными организациями денежных средств в рублях и иностранной валюте. При этом чем выше срок привлечения средств, тем ниже нормативы. Например, на 31 января 1998 г. действовали следующие нормативы:
•по рублевым счетам:
а) до востребования и до 30 дней — 14%;
б) по срочным счетам от 31 до 90 дней — 11%;
в) по срочным обязательствам свыше 90 дней — 8%;
•по средствам в иностранной валюте — 9%;
•по вкладам физических лиц в Сбербанке России (в рублях) — 1 Центральный банк Российской Федерации. Годовой отчет за 1998 г. — М.: Прайм-ТАСС, 1999. – С. 60.
2. Там же. – С . 61.
Для упрощения механизма резервирования был введен единый норматив по рублевым и валютным обязательствам коммерческих банков. Различия сохранились по привлеченным средствам юридических и физических лиц, а также по вкладам физических лиц в Сбербанке России. Например, на 10 июня 1999 г. действовали следующие нормативы:
средства юридических лиц в рублях и в валюте — 7%;
средства физических лиц в рублях — 5%;
средства физических лиц в валюте — 7%;
средства физических лиц в Сбербанке России в рублях — 5%.
В настоящее время Банк России очень часто прибегает к изменению нормативов обязательных резервов, а это отрицательно сказывается на деятельности коммерческих банков, так как они не могут быстро отреагировать на изменения резервных требований и оперативно изменить свою кредитную политику. Данный инструмент регулирования деятельности коммерческих банков является грубым и непригодным для текущего оперативного регулирования рынка ссудных капиталов. Центральный банк должен использовать этот инструмент для долгосрочного регулирования, устанавливать его на несколько лет и пересматривать в связи с необходимостью изменения динамики объема денежной массы.
3. Операции на открытом рынке, под которыми понимается купля-продажа Центральным банком казначейских векселей, государственных облигаций и других государственных ценных бумаг. Это наиболее гибкий метод регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков, так как оказывает прямое воздействие на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков.
Зарубежный и отечественный опыт показывает, что активные операции на открытом рынке с целью регулирования кредитных отношений невозможны при отсутствии у коммерческих банков заинтересованности в приобретении государственных ценных бумаг. Для создания такой заинтересованности уровень дохода по ним должен быть не ниже дохода от основных активных операций.
4. Рефинансирование банков, т.е. кредитование Банком России других банков, когда последние испытывают финансовые трудности. Иными словами, Банк России выступает кредитором последней инстанции или банком банков.
С середины 1992 г. основные регулирующие мероприятия Банка России были связаны с централизованным кредитом коммерческим банкам на рефинансирование (в том числе целевых кредитов и кредитов на неотложные нужды). В настоящее время системы рефинансирования банков совершенствуются, более широко используются рыночные способы распределения централизованных ресурсов.
Наиболее рациональной формой такого распределения являются кредитные аукционы, регулярно проводимые Банком России с конца февраля 1994 г. В 1996 г. Центральный банк приступил к ломбардному кредитованию банков — первичных дилеров на рынке государственных ценных бумаг. Им была предоставлена возможность получения бланкового необеспеченного однодневного кредита.
С 1998 г. указанные кредиты стали обеспеченными теми же государственными ценными бумагами. Кризис 1998 г. сузил возможности банков в получении кредитов в связи с исключением из ломбардного списка ценных бумаг, срок погашения которых истекал в 1998—1999 гг., а также в связи с уменьшением поправочного коэффициента для расчета обеспечения. Однако продолжалось кредитование банков, имеющих важное значение для платежной системы страны, на условиях, определенных советом директоров Центрального банка. Такие кредиты были предоставлены 13 банкам на общую сумму 17,3 млрд руб. сроком до одного года. В конце 1998 г. указанные кредиты в основном были погашены.
5. Валютное регулирование, т.е. купля-продажа Центральным банком иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарные спрос и предложение денег. В настоящее время проводится политика плавающего валютного курса, т.е. Банк России устанавливает официальный курс рубля к иностранным валютам на основании результатов торгов на Московской межбанковской валютной бирже. Банк России отказался от практики проведения массированных валютных интервенций и ограничил круг задач, решаемых с помощью данного инструмента.
6. Прямые количественные ограничения, под которыми понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских позиций.
Причем Центральный банк вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях с целью проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.
Все перечисленные выше инструменты и методы денежнокредитного регулирования экономики должны служить базой основных направлений денежно-кредитной политики Центрального банка, которые представляются ежегодно не позднее 1 декабря в Государственную Думу.
Похожие статьи: