Необходимость налаживания жесткой системы контроля очевидна и не требует конкретной аргументации. В настоящее время, когда в хозяйственно-финансовой деятельности государства утвердилось многообразие форм собственности, образовались фондовый рынок и рынок капиталов, одним из важнейших звеньев системы контроля стал финансовый контроль. Его функциональное назначение заключается, прежде всего, в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах экономики.
Контроль, будучи одной из форм управленческого цикла, представляет собой систему наблюдения, сопоставления, проверки и анализа функционирования управляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принимаемых и принятых управленческих решений, выявления степени их реализации, наличия отклонений фактических результатов от заданных параметров и нормативных предписаний, а также принятия решений по их ликвидации. Основная цель контроля состоит в том, чтобы объективно изучить фактическое положение дел на проверяемом объекте и выявить или предупредить отрицательные факторы, негативно влияющие на исполнение управленческих решений.
Особое место государственного финансового контроля в общей системе контроля как одного из элементов системы управления определяется, во-первых, его спецификой, выражающейся в контрольной функции самих финансов, во-вторых, ролью финансовых отношений в рыночной экономике. Поскольку финансы пронизывают все общественное производство, все уровни хозяйствования, они выступают в качестве универсального орудия контроля.
Для рыночной экономики государственный финансовый контроль является особой сферой деятельности, когда на практике происходит естественное органическое взаимодействие материальных и финансовых отношений в рамках единого товарноденежного комплекса государства. Объектом государственного финансового контроля служат распределительные процессы формирования и использования финансовых ресурсов всех уровней управления. Главное назначение государственного финансового контроля заключается в целевом и эффективном использовании финансовых ресурсов государства, в эффективном использовании государственной собственности.
Для анализа сущности государственного финансового контроля значимым является ряд положений.
1. Финансовый контроль выступает как одна из разновидностей деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
2. Осуществление финансового контроля есть форма государственного регулирования определенных финансово-производственных отношений.
3. Финансовый контроль действенен, когда он осуществляется в комплексе со всеми функциями финансов и органично взаимосвязан с системой управления.
4. Финансовый контроль — это способ соблюдения нормативно-правовых норм хозяйствующими субъектами. Правильное понимание сущности и значения государственного финансового контроля важно по многим причинам. Финансы только тогда успешно функционируют, когда они хорошо организованы, хорошо управляемы, нацелены на достижение конкретных задач развития экономики и повышения жизненного уровня населения. Невозможно добиться укрепления финансовой дисциплины без строгого и эффективного государственного финансового контроля. Особую значимость он приобретает при переходе к рыночной экономике, когда проявляются неизвестные ранее изощренные приемы финансовых нарушений, которые подлежат искоренению путем использования всего инструментария финансового контроля на практике.
Первым нормативным правовым актом, регламентирующим вопросы понятия и организации государственного финансового контроля в Российской Федерации, служит Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 25 июля 1996 г. с последующими изменениями и дополнениями. Согласно Указу государственный финансовый контроль в Российской Федерации включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых льгот и преимуществ.
В Бюджетном кодексе Российской Федерации, вступившем в действие с 1 января 2000 г., раздел IX назван «Государственный и муниципальный финансовый контроль». С принятием Бюджетного кодекса Российской Федерации сделан шаг вперед в формировании правовой базы финансовой деятельности государства и государственного финансового контроля в частности.
Государственный финансовый контроль в Российской Федерации следует рассматривать как регулируемую правовыми нормами деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по контролю за формированием, распределением, целевым и эффективным расходованием финансовых ресурсов, а также законности и рациональности использования государственной и муниципальной собственности, имеющую своей целью не только обнаружить, но и предупредить нарушения в работе подконтрольных объектов.
Уточнение, касающееся местного самоуправления, очень важно, так как органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 12) не входят в систему органов государственной власти. Между тем, за счет средств местных бюджетов финансируется значительная часть расходов в социальной сфере. Так, расходы федерального бюджета на здравоохранение составляют около 8% расходов консолидированного бюджета, на культуру и искусство — около 10%, на образование — около 14%. Поэтому значимость финансового контроля на нижестоящих уровнях бюджетной системы сложно переоценить.
Похожие статьи: