Однако по некоторым пунктам этого проекта возникают вопросы.
Во-первых, несколько непонятным является определение производных ценных бумаг, в котором сказано, что они “…утверждают обязательства, вследствие выполнения которых происходит переход права собственности на базовый актив…”, однако не указывается, что такой переход права собственности осуществляется на протяжении или в конце срока, определенного в контракте. Таким образом, фактически по этому определению производные ценные бумаги можно отнести к инструментам наличного (“спотового”) рынка, что противоречит мировой практике, которая определяет производные ценные бумаги как инструменты срочного рынка.
Во-вторых, не ясно, по каким критериям к основным видам производных ценных бумаг, кроме фьючерса и опциона, отнесены депозитарные расписки. По своей сути депозитарная расписка уже “утверждает право собственности инвестора-резидента на определенное количество ценных бумаг иностранного эмитента, а не предусматривает переход такого права вследствие каких-то действий”, как трактуется в определении производных ценных бумаг, данном в этом проекте.
И если к классу ценных бумаг депозитарные расписки еще можно отнести, то к группе производных – ни в коем случае, поскольку депозитарная расписка является простым свидетельством о праве собственности, а никак не инструментом срочного рынка.
Таким образом, одной из предпосылок создания рынка срочных контрактов в Украине является систематизация существующей законодательной базы.
Проект Закона Украины “О производных ценных бумагах”, по нашему мнению, может стать основным законодательным актом, регламентирующим функционирование рынка производных ценных бумаг, и получить статус закона. Однако он требует детальной доработки по ряду ключевых позиций.
На наш взгляд, в проекте Закона следует:
• определить функции и полномочия участников рынка, поскольку в проекте дан лишь их перечень;
• уделить большее внимание вопросу организации торговли на рынке производных ценных бумаг, а именно: определить правовой статус организаторов торговли, их функции, права и обязанности, а также разработать механизм регистрации организаторов торговли и требования, которым должен удовлетворять организатор торговли;
• определить правовой статус и порядок осуществления операций с валютными деривативами для предприятий-экспортеров и импортеров;
• дать точное и однозначное определение понятиям “хеджирование” и “арбитраж” с указанием всех различий;
• определить финансово-экономическую сущность и правовой статус свопов и т.д.
Не исключается также и возможность создания отдельного законодательного акта, регламентирующего порядок и формы проведения операций с финансовыми деривативами.
Похожие статьи: