Не разработана классификация моральных рисков, с которыми может столкнуться банк в процессе своей деятельности. Нет перечня механизмов борьбы, предотвращения и минимизации моральных рисков.
Поэтому нашей целью было обозначить роль и место моральных рисков в системе финансовой безопасности банка, выделить основные их виды, а также предложить возможные методы по их нейтрализации.
Ситуации, в которых возникает моральный риск, характеризуются следующими условиями:
• интересы исполнителя и заказчика не совпадают, исполнитель преследует свои собственные интересы в ущерб интересам заказчика;
• исполнители застрахованы от неблагоприятных последствий своих действий;
• заказчик не в состоянии осуществлять полный контроль и совершенное принуждение.
Обобщая изложенные выше определения, можем сделать вывод, что моральный риск – это действия экономических агентов по максимизации их собственной полезности в ущерб другим вследствие неравенства информации и различия интересов, проявляющиеся в изменении поведения одной из сторон контракта.
Одной из основных предпосылок появления моральных рисков является асимметричность информации. То есть это та ситуация, когда две стороны имеют разный уровень информации по предмету их взаимоотношений.
Исходя из сущности моральных рисков, нами была предложена классификация моральных рисков, согласно которой их следует разделять на внутренние и внешние.
Как показал проведенный анализ видов моральных рисков, их достаточно много и порой они принимают весьма специфичные формы. К возможным последствиям воздействия моральных рисков на деятельность банка можно отнести такие:
1) ухудшение качества кредитного портфеля;
2) увеличение объемов проблемных и безнадежных кредитов;
3) потеря конкурентоспособности;
4) падение защищенности банка из-за осуществления операций повышенной рискованности;
5) потеря ключевых работников;
6) угроза банковской системе в целом.
Похожие статьи: