В данной связи целесообразно укреплять материально-техническую базу вузов, для чего следует повышать материально-техническое обеспечение учебного процесса, полностью оснащать его компьютерными технологиями, высокопрофессиональными специалистами.
На основе госзаказа необходимо разрабатывать основные направления подготовки специалистов по годам прогнозного периода, цель которых:
обеспечение отраслей экономики специалистами в соответствии с потребностью в них;
расширение подготовки по тем специальностям, потребность в которых полностью не обеспечена;
сокращение подготовки по избыточным специальностям;
первоочередное обеспечение специалистами приоритетных отраслей в условиях формирования госзаказа особое внимание следует уделять разработке принципиально новой системы предоставления вузам грантов для подготовки специалистов по различным направлениям.
В частности, на сегодняшний день утвержден новый перечень специальностей подготовки специалистов в вузах, который значительно укрупнен и включает ряд новых перспективных направлений. Вузам предоставлена возможность вводить специализации, что позволит им гибко реагировать на потребности национального рынка труда. Однако главной остается проблема согласования перечня специальностей с Государственным классификатором профессий.
В ряде высших учебных заведений Украины создаются центры, секторы, отделы по содействию в трудоустройстве, формируется банк данных о потребности в специалистах, ведется профориентационная работа как со студентами, так и с абитуриентами, заключаются долгосрочные соглашения с министерствами, региональными ведомствами, отдельными организациями, трехсторонние соглашения “ректор – предприятие – студент”.
При этом следует учитывать возрастающую конкуренцию среди молодых специалистов, подготовка которых в высших учебных заведениях с учетом тенденций развития образовательных услуг на перспективу позволит выпускникам быть конкурентоспособными на национальном рынке труда.
Конкурентоспособность специалистов является интегральным показателем соответствия работников конкретным требованиям национального рынка труда на определенном этапе общественно-экономического развития государства.
К сожалению, в настоящее время ситуация с подготовкой конкурентоспособных специалистов характеризуется как количественной, так и качественной несбалансированностью между приемом и выпуском специалистов и спросом на них как на национальном, так и на региональных рынках труда.
Снижение уровня заработной платы, искажение ее экономического содержания и сущности, отсутствие учета в расходах стоимости профессионального обучения и подготовки, создали негативные предпосылки к обучению, переобучению, постоянному повышению квалификации. Доля заработной платы в себестоимости продукции в Украине является менее 14 %, в то время как в большинстве стран Европейского содружества этот показатель составляет 30-35 %.
Похожие статьи: