Подобные возможности объясняются прежде всего, высокой масштабируемостью информационных товаров и услуг, для которых издержки по воспроизводству могут быть ничтожно малы по сравнению с товарами, обладающими материальной формой, а также так называемым “сетевым эффектом”, предопределяющим числовой порог для количества пользователей определенных взаимоисключающих товаров или услуг, при достижении которого решающим фактором, удерживающим фирму-поставщика этих товаров или услуг в монопольном положении, является наличие широкой клиентской базы.
Результатом происходящих процессов стало также размытие границ “центра” и “периферии” в современной мировой экономике. По сути, фирма может физически находиться на “периферии” и в то же время предлагать вполне конкурентоспособные услуги и продукты на мировом рынке информационных технологий.
Для интернет-компаний остается справедливым правило, согласно которому в первые 5 лет с начала своей деятельности оказываются банкротами около 90 % предприятий. Соответственно возникает и проблема повышения “процента выживаемости”. Эффективный инструмент для этого – бизнес-инкубаторы – был придуман уже достаточно давно. Необходимость же учета специфики развития компаний, занятых в сфере высоких технологий, привела к созданию интернет-инкубаторов.
Существуют различные подходы к определению термина “интернет-инкубатор” (далее мы будем считать данный термин тождественным термину “виртуальный бизнес-инкубатор”).
Так, в “Руководстве по оптимальной практике организации работы бизнес-инкубаторов” пишется, что “виртуальные бизнес-инкубаторы предлагают свои услуги в кибер-пространстве. Они обеспечивают налаживание связей компаний друг с другом, с потребителями, поставщиками, партнерами, а также с оперативным руководством виртуального инкубатора через Интернет, через электронный обмен данными, видеоконференции и т.д.”.
Кроме этого, отдельные авторы делают акцент на том, что интернет-инкубаторы “сочетают в себе преимущества двух противоположных миров – масштабы и возможности больших признанных корпораций, а также предпринимательскую напористость малых венчурных фирм. К этому сочетанию сетевые инкубаторы добавляют улучшенный доступ к ключевым бизнес-партнерам, делая данную разновидность инкубаторов особенно эффективной для “выращивания” стартапов в новой экономике”.
В таблице представлена одна из наиболее распространенных в научной литературе классификаций данных инкубаторов.
Однако, по нашему мнению, классификация недостаточно точна и более сосредоточена на форме, чем на содержании данной экономической категории. В то же время классификация виртуальных инкубаторов, основанная на эволюционном подходе, на наш взгляд, гораздо более точно отражает содержание этого термина.
Похожие статьи: