На наш взгляд, для активного использования машинных ресурсов с целью контроля знаний необходимой является разработка деловых игр для выполнения на ЭВМ, что позволит использовать одну информационную базу для решения разнообразных задач, а также всесторонне выявлять уровень знаний студентов.
Поскольку эта задача достаточно сложная, то целесообразно учитывать опыт других вузов как в Украине, так и за рубежом, которые уже используют аналогичные программы в учебном процессе. Создание в ряде стран электронной техники, новейших технологий стало возможным благодаря наличию высококвалифицированных специалистов.
В новой экономике квалифицированный персонал и знания являются главным богатством предприятий, учреждений и организаций. Одновременно возникает потребность в профессиях, способных это обеспечить. Под воздействием евроинтеграционных процессов изменяется структура потребностей работников по их профессионально-квалификационному уровню.
Так, например, в Германии к 2010 г. лишь 10 % рабочих мест будут доступны для неквалифицированных рабочих, по сравнению с 1976 г. (35 %). Это свидетельствует о повышении роли образования в социально-экономическом развитии общества, в том числе подготовки высококвалифицированных специалистов, которая должна продолжаться в течение всего периода их трудовой деятельности.
Одновременно подготовка, которую получает в вузе студент, должна соответствовать содержанию функций будущего специалиста на рабочем месте. Соответствие характера труда и уровня специальной подготовки устанавливается путем соотношения должности специалиста по штату к специальности, которая была получена в учебном заведении.
Для создания объективной основы определения соответствия специальности занимаемой должности необходима разработка научно обоснованных номенклатур должностей. Соответствие должности и специальности должно иметь две формы проявления.
Во-первых, следует говорить о соотношении должности и уровня специального образования.
Во-вторых, речь должна идти о соответствии должности профилю образования. Следовательно, необходимо совершенствовать процесс разработки вопроса о необходимом уровне и профиле образования по каждой должности.
Высшие учебные заведения Украины ежегодно выпускают более 450 тыс. специалистов с высшим образованием, треть которых – с базовым, две трети – с полным. В структуре выпуска специалистов вузов преобладают такие направления, как экономика, коммерция и предпринимательство, инженерно-технические специальности, образование и право. Они составляют более 70 % всего выпуска.
Несмотря на то, что вузы готовят специалистов с высшим образованием по специальностям, которые имеют повышенный спрос у населения, на профессиональном рынке труда возникают диспропорции в равновесии по отдельным специальностям. Как показывает практика, структура выпуска специалистов с высшим образованием не в полной мере отвечает структуре спроса на них.
Похожие статьи: