Этому могут способствовать процессы евроинтеграции и формирования других региональных зон финансовой и институциональной стабильности. В результате восстановится нормальный уровень доверия, что обеспечит выход среднего соотношения доход/риск в экономике на уровень, соответствующий предельным возможностям банковских институтов.
За последние годы конкуренция на рынке банковских услуг существенно усилилась. Рост кредитных вложений заставляет банки искать новые пути и способы расширения ресурсной базы.
Крупные коммерческие банки все активнее осваивают региональные рынки, расширяя свои филиальные сети, зачастую это происходит путем поглощения местных банков.
Малым банкам крайне трудно работать на равных с большими банками, которые могут предоставлять широкий спектр продуктов и услуг, а более низкие удельные операционные издержки позволяют выдавать более дешевые кредиты.
В подобных условиях небольшим банковским структурам приходится задумываться о поиске стратегии, позволяющей не только выжить в новых условиях, но и продолжить свое развитие.
Выжить малым банкам позволяет либо ценовой демпинг, либо тесные связи со своими клиентами. Некоторые из банков создавались изначально для обслуживания одного предприятия или группы связанных фирм (так называемые “карманные банки”), соответственно перед ними ставилась только одна цель – обслуживание денежных потоков данного конкретного клиента-акционера.
Многие из подобных банков закрылись, другие смогли перестроиться, те же банки, которые остались в первозданном виде, вынуждены будут уйти с рынка и уступить место своим конкурентам.
Кроме того, качество банковского обслуживания у крупных банков зачастую выше, чем у мелких, благодаря более квалифицированному менеджменту. Хотя подобное утверждение, безусловно, можно и оспорить, так в банке, имеющем разветвленную филиальную сеть, довольно трудно обеспечить одинаково высокий уровень культуры обслуживания клиентов во всех структурных подразделениях.
Поэтому говорить о высококвалифицированном менеджменте можно, пожалуй, только на уровне областных дирекций и филиалов. В малом же банке все сотрудники находятся на виду у руководства, соответственно существенно облегчается процедура контроля над качеством проведения операций.
Клиент крупного банка получает не только кредит, но и целый пакет различных дополнительных услуг. Причем банк иногда готов терять свою прибыль на кредитовании, предоставляя более дешевые займы и компенсируя это за счет доходов от дополнительных и сопутствующих услуг.
Похожие статьи: