Комплексный анализ прибыли рекомендуется проводить в определенной последовательности. Прежде всего валовую прибыль анализируют по составным ее элементам, главным из которых является прибыль от реализации товарной продукции.
Затем анализируются укрупненные факторы изменения прибыли от выпуска товарной продукции. Важным в этой системе является анализ технико-экономических факторов снижения (повышения) затрат на денежную единицу товарной продукции. Анализируются изменение состава и структуры реализации, изменение уровня цен на реализованную продукцию, а также на приобретенное сырье, материалы, топливо, энергию и другие затраты.
Сопоставляется уровень материальных затрат и затрат на оплату труда.
Определяется также изменение прибыли вследствие нарушения хозяйственной дисциплины. Наряду с этим проводится анализ изменения прибыли в остатках готовой продукции от прочей реализации и внереализационных операций.
Прибыль, как главный результат предпринимательской деятельности, обеспечивает потребности самой организации, а также государства в целом. Поэтому важно определить состав прибыли. Общий объем прибыли предприятия представляет собой валовую прибыль. На величину последней влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской деятельности.
Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятий, являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда.
К факторам, не зависящим от деятельности организаций, относятся изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции и др.
Под влиянием как тех, так и других факторов складывается валовая прибыль предприятий.
В составе валовой прибыли учитывается прибыль от всех видов деятельности. Прежде всего валовая прибыль включает прибыль от реализации товарной ПРОДУКЦИИ, исчисленную путем вычета из общей суммы выручки от реализации этой продукции (работ, услуг) НДС, акцизов, налог с продаж и других затрат на производство и реализацию, включаемых в себестоимость. Прибыль от реализации товарной продукции —основная часть валовой прибыли.
Во-вторых, в состав валовой прибыли включается прибыль от реализации прочей продукции и УСЛУГ нетоварного характера, т.е. прибыль (убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе головного предприятия.
В-третьих, в состав валовой прибыли входит прибыль от реализации основных Фондов и ДРУГОГО имущества.
Наконец, в составе валовой прибыли отражаются в нереализационные доходы и расходы, т.е. результаты внереализационных операций.
В связи с тем, что подавляющую часть валовой прибыли (95 — 97 %) предприятия получают от реализации товарной продукции, этой части прибыли должно быть уделено главное внимание. Отмеченные выше факторы, зависящие и не зависящие от деятельности предприятия, воздействуют главным образом на прибыль от реализации продукции. Основные из этих факторов подлежат детальному изучению и анализу.
Предварительно следует учесть, что на прибыль от реализации товарной продукции влияет изменение остатков нереализованной продукции. Чем больше этих остатков, тем меньше прибыли предприятие получит от реализации продукции. Величина нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных коммерческой деятельностью и условиями реализации продукции.
Предприятие может больше произвести продукции, чем существующие возможности ее реализации.
Кроме того, в нереализованных остатках готовой продукции может возрасти удельный вес более рентабельных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков. В целях увеличения прибыли предприятие должно предпринять соответствующие меры по сокращению остатков Нереализованной продукции как в количественном, так и в суммарном выражении.
Похожие статьи: