Анализ изложенного позволяет сделать вывод о сложности исследования доходности собственного и заемного капитала в результате отсутствия эффективной методической базы. Существуют проблемы прогнозирования и определения качественного и количественного воздействия внешнеэкономических, отраслевых и субъективных факторов на данный показатель.
Данное направление исследования является еще не до конца разработанным и изученным, что предполагает дальнейшее усовершенствование существующих методик и определение новых подходов к определению доходности собственного и заемного капитала.
Постановка проблемы. Рынок банковских услуг населению (или розничный банковский рынок) представляет собой отдельный сегмент рынка банковских услуг и включает совокупность тех банковских продуктов и услуг, которые предоставляются физическим лицам: прием депозитов, выдача кредитов, реализация дорожных чеков и сберегательных сертификатов, обмен валюты, расчеты с использованием пластиковых карт (с использованием терминалов в неторговых точках и банкоматов), хранение денег и ценностей в банковских ячейках и т.д.
Помимо этого, банки предоставляют также услуги небанковского профиля (не входящие в традиционный набор банковских услуг, закрепленных законодательно): прием платежей по оплате сотовой связи, оказание услуг по финансовому консультированию, прием коммунальных платежей.
Современное развитие розничного банкинга, характеризующееся высокой степенью конкуренции, предопределяет необходимость отслеживания конкурентоспособности банка и предлагаемых им продуктов на розничном рынке.
Количественной характеристикой, выражающей степень конкурентоспособности кредитной организации, является конкурентная позиция банка, показывающая место, которое занимает коммерческий банк на банковском рынке в соответствии с результатами своей деятельности, а также со своими преимуществами и недостатками по сравнению с конкурентами.
Конкурентная позиция, в свою очередь, определяется конкурентными преимуществами банка – превосходством, высокой компетентностью банка в какой-либо области деятельности по сравнению с конкурентами.
Факторы конкурентного преимущества (критические факторы успеха, факторы комплекса маркетинга) – конкретные компоненты (факторы) внешней или внутренней среды банка, по которым он превосходит конкурирующие банки.
Исследование внешнеэкономических и внутрибанковских факторов позволит с достаточной степенью точности определить уровень конкурентоспособности банка и его основных конкурентов, а также конкурирующих банковских продуктов и услуг, предлагаемых населению.
Несмотря на некоторую хаотичность и спонтанность в возникновении рынка услуг населению, на сегодняшний день происходит стабильное увеличение как объемов предоставляемых банками услуг населению, так и числа потенциальных клиентов, то есть емкость рынка растет.
Похожие статьи: