Интеграция в большее количество звеньев цепочки ценностей дает возможность компании освоения стратегически важных технологий, добавления товару характеристик, которые усиливают его значимость для покупателя.
Для нефтедобывающих компаний интеграция в производство может способствовать большей дифференциации продукции и помочь избежать ценовой конкуренции с другими производителями сырья. На начальных этапах отраслевой цепочки ценностей такие исходные материалы, как сырая нефть, прокат, пряжа, цемент не обладают существенными отличиями для производителя.
Конкуренция на рынке товаров массового потребления или близких к ним обычно концентрируется вокруг цены и зависит от баланса между стоимостью сырья и ценой готовой продукции, что обеспечивает получение прибыли.
Однако чем ближе находится поставщик к деятельности производителя, тем больше возможностей у фирмы вырваться из данной конкурентной среды и дифференцировать конечный продукт за счет дизайна, обслуживания, качества, упаковки, продвижения и т.д. Дифференциация продукта отодвигает фактор цены на второй план по сравнению с другими создающими ценность факторами и позволяет увеличить прибыль;
• стратегические преимущества интеграции наиболее важны, т.к. именно они приводят к росту рыночной власти корпорации и являются основой ее устойчивого развития в долгосрочной перспективе.
Нефтеперерабатывающие компании, которые не являются приоритетными для поставщика клиентами, могут оказаться в ситуации ожидания поставок каждый раз, когда поставщик столкнется с проблемой нехватки своей продукции.
Если это будет происходить часто, то возникнет неразбериха как в собственном производстве, так и в работе с клиентами. Высокие входные барьеры в нефтедобывающей отрасли ограничивают количество поставщиков нефти даже в условиях ее нехватки.
Поставщики также имеют возможность (при высоком уровне мировых цен на нефть) продавать сырьё на мировом рынке с большей выгодой, чем на внутреннем. Кроме того, существует тенденция монополизации добычи сырья ограниченным числом компаний-переработчиков нефти.
По сути, идет экономическая (а иногда и настоящая) война за контроль добычи нефти. В этих условиях интеграция “назад” становится едва ли не единственным стратегическим решением.
Стратегические усилия по интеграции “вперед” имеют те же корни. Независимость продаж и каналов распределения может привести к накоплению товарных запасов, частой недогрузке производственных мощностей, что обусловливает в конечном итоге нестабильность производства и невозможность получения дополнительной экономии.
Похожие статьи: