Эта группа участников рынка называется институциональными (или коллективными) инвесторами. Принимая инвестиционные решения в заранее оговоренных инвестором рамках, институциональные инвесторы тем самым страхуют инвестора от риска принятия неверного инвестиционного решения.
Тем самым, как описано выше, данный риск не исчезает в принципе, но, с точки зрения инвестора, трансформируется в риск неоптимального выбора коллективного инвестора, его финансовой несостоятельности, операционных или технических сбоев в его деятельности.
В украинской экономике этот класс участников рынка находится на ранней стадии развития и на сегодняшний день представлен чековыми и паевыми инвестиционными фондами, а также банками, использующими для доверительного управления Общие фонды банковского управления (ОФБУ) и брокерскими компаниями, осуществляющими доверительное управление активами клиентов.
Основной функцией организаций, осуществляющих регулирование фондового рынка, с точки зрения инвестора, является оптимизация функционирования всей финансовой инфраструктуры.
К основным видам регулирующих организаций относятся, в первую очередь, государственные органы, уполномоченные законодательной или исполнительной властью осуществлять надзор за участниками фондового рынка и формировать нормативную базу их деятельности. Аналогичные полномочия могут быть делегированы профессиональными участниками рынка формируемым ими коллективным саморегулируемым организациям (СРО).
Помимо этого, все субъекты инфраструктуры являются агентами регулирования, т.к. они, выступая представителями интересов инвестора, в определенной степени вынуждены прилагать усилия к оптимизации функционирования не только своей организации, но и финансовой инфраструктуры в целом.
Состав и распределение функций между регулирующими организациями в рамках национальных рынков ценных бумаг разных стран значительно разнится в силу, главным образом, исторических причин и особенностей национальных систем права.
Вместе с тем, анализируя базовые аспекты деятельности регулирующих органов, выполняемые ими функции могут быть сгруппированы в следующие виды:
• нормотворческая, заключающаяся в разработке и способствовании введению в действие законов, актов исполнительной власти и других документов, регламентирующих порядок совершения операций на рынке ценных бумаг, права и обязанности его участников;
• надзорная, представляющая собой осуществление регулярного (постоянного или периодического) контроля за деятельностью участников фондового рынка, соблюдением ими требований действующих нормативных документов и, в более широком смысле, интересов инвесторов и субъектов инфраструктуры;
• третейская, состоящая в разрешении спорных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе деятельности на фондовом рынке, предоставлении инвесторам и профессиональным участникам возможности самостоятельной защиты своих интересов;
• информационная, предусматривающая сбор, хранение, обобщение и распространение среди участников рынка информации об общих условиях осуществления деятельности на нем и особенностях ведения операций отдельными субъектами рынка. Исполнение данной функции может предусматривать и наложение ограничений на распространение определенной информации (например, о финансовых вложениях участников рынка).
Похожие статьи: