В теории и практике государственного финансового контроля принято различать следующие его формы: предварительный, текущий и последующий.
В Бюджетном кодексе Российской Федерации (ст. 265) законодательно установлено, когда используются данные формы финансового контроля законодательными органами государственной власти и представительными органами местного самоуправления:
•предварительный контроль — в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;
•текущий контроль — в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
•последующий контроль — в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.
Сложившиеся в мире теория и практика разделения финансового контроля по формам его проведения позволяют дать следующие характеристики их осуществления.
Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения:
проектов бюджетов;
смет доходов и расходов, финансовых планов учреждений, организаций;
проектов законов и т.д.
Он способствует предотвращению нерационального расходования материальных и финансовых ресурсов.
На стадии составления финансовых планов, смет доходов и расходов при проведении предварительного финансового контроля могут быть выявлены дополнительные ресурсы, сокращены предусматриваемые необоснованные расходы.
Эта форма финансового контроля позволяет предупредить нарушения законов и нормативных актов. Проведение предварительного финансового контроля устанавливается законодательными и нормативными актами.
Так, ст. 267 Бюджетного кодекса Российской Федерации на федеральное казначейство возложен предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами бюджетополучателей, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов.
Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения бюджетной росписи, в ходе исполнения лимитов бюджетных обязательств, сметных финансовых назначений, соответствия направления расходов плановым назначениям. Эта форма финансового контроля предполагает системный факторный анализ финансовой деятельности проверяемого объекта в целях рационального и эффективного использования финансовых ресурсов в соответствии с поставленными задачами. Велико значение текущего финансового контроля в изыскании резервов и экономии финансовых ресурсов.
Последующий финансовый контроль проводится после завершения отчетного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств по исполнению показателей бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательств, выполнению финансовых планов экономических субъектов, смет расходов организаций и учреждений. Оценка проведенных контрольных операций осуществляется в результате анализа расходования финансовых ресурсов на основе проверки данных бухгалтерского учета и отчетности и конечных финансовых результатов.
Похожие статьи: