Финансово-кредитный механизм услуг включает в себя следующие компоненты:
1. Государственные возвратные субсидии. Согласно Бюджетному кодексу государственные субсидии – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Такие субсидии для целей высшего образования должны выделяться из средств федерального бюджета и предназначаться для студентов из малообеспеченных семей, обучающихся в вузах по приоритетным направлениям и специальностям. Их размер должен ежегодно уточняться исходя из стоимости обучения за счет средств федерального бюджета.
2. Внебюджетные средства в виде кредитов и займов. Как показывает имеющийся опыт, для развития образовательного кредитования необходимо в первую очередь снизить процентные ставки по соответствующим ссудам на цели образования до минимальных размеров, чтобы сделать их привлекательными для заемщиков.
А для этого предстоит привлечь в систему образовательного кредитования различные финансовые учреждения, так как только создание условий для конкуренции повлечет за собой снижение процентных ставок за пользование заемными средствами.
Целесообразно также увеличить срок кредитования для целей образования, например до 15 лет, что позволит снизить финансовое бремя заемщиков за счет увеличения времени возврата полученных денежных средств, перенести основные выплаты на период самостоятельной работы заемщика по специальности.
3. Займы в сочетании с субсидиями, размер которых определяется уровнем семейного дохода. По этой схеме финансовая помощь государства состоит из двух частей: возвратной (заем) и невозвратной (субсидия). Заем начинает погашаться, если доход заемщика превышает определенный порог.
Иногда используют ограничение по сроку, в течение которого должен быть погашен заем, обычно это 10-15 лет. И если за этот период сумма займа не погашается полностью, то заемщик освобождается от дальнейших обязательств. Невозвратная часть помощи (субсидия) выдается только студентам из малообеспеченных семей.
Размер субсидии привязан к уровню доходов семьи, определяемому на момент поступления и в период обучения члена семьи в вузе, т.е. чем меньше доходы, тем больше размер субсидии. Сочетание займов с субсидиями должно решить материальные проблемы семей с низкими доходами: заемная часть компенсировала бы несостоятельность рынка долгосрочного ссудного капитала, а ссудная часть помогала бы получать высшее образование студентам из таких слоев населения.
4. Программы медико-социального страхования и страхования жизни представителей подрастающего поколения с раннего возраста, где наряду с защитой от общепринятых страховых рисков будет предусматриваться накопление денежных сумм, достаточных для оплаты обучения в вузах.
Похожие статьи: