Долю государственных затрат в структуре общих затрат на систему здравоохранения в Украине определить достаточно сложно. Считается, что в Украине финансирование медицинской помощи (во всяком случае, в рамках социального минимума) полностью осуществляется государством, что далеко не всегда соответствует действительности, в отличие от некоторых промышленно развитых стран.
Так, например, в Великобритании значительная часть затрат по амбулаторному лечению, и в частности оплата пациентов (не менее 80 %), компенсируется государством. В Украине все медикаментозное амбулаторное лечение оплачивается населением, т.е., по сути, в Украине де-факто существует смешанная бюджетно-внебюджетная система финансирования здравоохранения.
В этой связи весьма важно определить и разграничить функции и полномочия государства и страховых компаний.
На наш взгляд, очень важно на переходном этапе сохранить государственный контроль за функционированием смешанной бюджетно-страховой системы финансирования лечебных учреждений.
Впрочем, сам принцип обязательности (императивности) страхования позволяет применить обоснованные методы государственного регулирования. На этой общей основе в разных случаях действуют и дополнительные специальные факторы, способствующие развитию принципа обязательности в той или иной отрасли страхового дела.
По нашему мнению, одним из основных таких факторов является, прежде всего, возможность дополнительного финансирования лечебных учреждений, что и является основной задачей и проблемой государства.
Другой, не менее важной, задачей, возникающей при формировании государственной компенсационной политики, является разграничение предметов регулирования обязательного страхования (обязательного страхования как его разновидности) и государственного социального страхования.
Анализируя отношения, возникающие при обязательном страховании и государственном социальном страховании, можно сделать вывод, что в отдельных случаях их трудно разграничить, поскольку они во многом выполняют одну и ту же функцию.
Ниже представлен сводный анализ преимуществ и проблем внедрения бюджетно-страхового механизма финансирования лечебных учреждений.
Похожие статьи: