Важнейшими факторами, определяющими финансовое состояние предприятия, являются управление и оптимизация на этой основе взаимосвязи «затраты — выручка — прибыль».
Существуют два метода включения затрат в себестоимость продукции. При первом методе затраты делятся на прямые и косвенные (накладные расходы). При этом определяется полная себестоимость каждого вида выпускаемой продукции или оказываемых услуг. При втором методе затраты делятся на переменные и постоянные.
Отличия первого метода от второго состоят в следующем.
1. Деление затрат на прямые и косвенные осуществляется в зависимости от того, как они включаются в себестоимость единицы продукции: прямые затраты – непосредственно, а косвенные — в процентах к определенной базе. А деление затрат на переменные и постоянные осуществляется в зависимости от их изменчивости по отношению к изменению объема производства и реализации продукции.
2. При втором методе определяется неполная, ограниченная себестоимость единицы продукции, только на основе переменных затрат. Постоянные затраты на себестоимость единицы продукции не относятся, а включаются в общую сумму себестоимости всего объема выпущенной продукции.
3. Вышеизложенный подход позволяет значительно расширить аналитические возможности второго метода, кроме того, дает более реальное представление о выгодности отдельных видов выпускаемой продукции.
Преимущества первого метода связаны с тем, что определяются все затраты на единицу продукции по плану и фактически.
Это дает возможность решать некоторые управленческие задачи, основывающиеся на разработке соответствующих норм и нормативов. Но в то же время включение в себестоимость единицы продукции косвенных (накладных) расходов искажает информацию о рентабельности отдельных заказов. Кроме того, цены, определенные на основе полных затрат единицы продукции, недостаточно гибки.
Переменные затраты — это затраты, непосредственно зависящие от объема производства и изменяющиеся пропорционально его изменению.
Постоянные затраты в целом не изменяются в зависимости от изменения объема производства. Но эти затраты на единицу продукции при росте объема производства уменьшаются, а при его снижении увеличиваются.
В то же время постоянные затраты могут быть неизменными до определенного момента, после чего их необходимо единовременно увеличить. И если постоянно растет объем производства, постоянные затраты периодически увеличиваются.
Отдельные затраты увеличиваются при росте объема производства, но не пропорционально его росту, а в меньшем объеме.
Такие затраты называются постоянно-переменными. К ним относятся затраты на электроэнергию, отопление, телефон, ремонт основных фондов и др. Текущие затраты, обеспечивающие жизнедеятельность предприятия, — это постоянная составляющая постоянно-переменных затрат, а затраты, связанные с развитием производства, — это переменная составляющая.
Анализ взаимосвязи «затраты — выручка — прибыль» предполагает использование трех элементов: маржинальный доход, относительный доход, передаточное отношение.
Маржинальный доход — это разница между выручкой от реализации продукции и переменными затратами на ее производство, т.е.
МД = В – ПЕР.
Относительный доход — это маржинальный доход, выраженный в процентах по отношению к выручке от реализации продукции.
Передаточное отношение — это отношение маржинального дохода к прибыли от реализации продукции.
Передаточное отношение еще называют операционным или производственным рычагом.
Предприятие будет рентабельным при условии, если маржинальный доход выше постоянных затрат. Маржинальный доход выше там, где выше удельный вес постоянных затрат в сумме всех затрат. Это объясняется тем, что в условиях научно-технического прогресса постоянные затраты растут более высокими темпами, чем переменные, за счет в основном использования более производительного и соответственно более дорогого оборудования.
Переменные затраты у предприятий В и Г одинаковые (60 тыс. руб.), но за счет высоких постоянных затрат прибыль предприятия Г меньше, при более высоких его потенциальных возможностях. В то же время предприятие Г имеет одинаковые постоянные затраты с предприятием А, но за счет более высоких переменных затрат имеет меньшую прибыль при больших потенциальных возможностях.
Три предприятия А, Б и В имеют одинаковую прибыль от реализации — 20 тыс. руб. Но предприятие Б за счет более высоких постоянных затрат имеет более высокий маржинальный доход и большие, чем у других, потенциальные возможности.
Следовательно, оно является самым эффективным. Здесь включаются постоянные затраты, рассчитанные на основе нормативов.
Похожие статьи: