Речь идет о создании таких механизмов, которые будут обеспечивать эффективное функционирование сферы образовательных услуг. Существенную роль в обеспечении молодых специалистов работой играют центры занятости населения, которых в настоящее время в Украине насчитывается 674. Это также подтверждается следующими данными: в то время, как в 1995 г. услугами службы занятости пользовался каждый десятый безработный, то в 2003 г. – каждый второй, к тому же в 2003 г. службой занятости было трудоустроено 44,3 % незанятых граждан.
Целесообразность сотрудничества центров занятости с вузами заключается в том, что первые имеют значительные возможности трудоустройства путем направления молодых специалистов на переподготовку или повышение квалификации.
Опыт служб занятости свидетельствует также о том, что важным этапом создания эффективной системы трудоустройства выпускников является привлечение к сотрудничеству предприятий, учреждений, организаций посредством заключения договоров на подготовку и трудоустройство специалистов.
Позитивным моментом является использование такого метода, как стажировка студентов на предприятиях, в учреждениях, организациях, что даст возможность работодателям ознакомиться со специальностями, а студентам – со спецификой будущего рабочего места и требованиями к профессиональным знаниям.
Чтобы кардинально изменить современную практику подготовки специалистов необходимо внедрять соответствующие мотивационные механизмы на предприятиях, в организациях и учреждениях, и привлекать высокообразованных специалистов, способных внедрять ноу-хау, технологии, качественно новые стратегии в управлении.
Подготовка специалистов должна вестись в соответствии с государственными стандартами, в которых заложены единые требования к специалисту. К сожалению, имеющийся разрыв между профессионально-квалификационными и образовательными стандартами свидетельствует об отсутствии должных связей между работодателями и учебными заведениями, что связано с дефицитом научно обоснованного прогнозирования потребностей в специалистах.
На достаточно низком уровне находится также и прогнозирование национального рынка труда. Спрогнозировать структуру спроса на специалистов и сделать выводы относительно изменения учебных программ становится все более сложной задачей.
В частности, программа ТЕМРUS-ТАСІS связана с развитием и изменением существующей системы высшего образования в Украине и направлена на формирование и внедрение учебной программы по подготовке специалистов и переподготовке преподавателей в области европейских студий.
Посредством предоставления фундаментального образования с детальным изучением европейской экономики Украина реализует свой стратегический выбор – вхождение в Европейский Союз.
Изучая современные экономические и организационные проблемы модернизации высшего образования в Украине, необходимо отметить, что важным является осуществление кардинально качественных трансформаций в этой отрасли.
Похожие статьи: