Еще одного уточнения требует тот факт, что депозитные ресурсы обеспечивают основной объем средств для кредитования. Но они могут служить и для осуществления других активных операций. Увеличение объемов сбережений вызывает рост объема активных операций и наоборот.
Так как в экономической литературе другими авторами понятие “депозитные ресурсы” не рассматривается, то на основе сказанного можно сформулировать следующее определение: “депозитные ресурсы” – это совокупность денежных средств вкладчиков, привлеченных банком на договорной основе на определенный срок или без определения такого срока, которые подлежат выплате вкладчикам, как правило, с процентом, обеспечивающие банку необходимый объем средств для осуществления активных операций и выполнения банком нормативных требований согласно законодательства.
Для формулировки понятия “депозитный потенциал” рассмотрим, как трактуется само определение потенциала в литературе. “Потенциал – это наличные у экономического субъекта ресурсы, их оптимальная структура и умение рационально использовать их для достижения поставленной цели”. “Потенциал – это совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области.
Потенциальный – возможный, скрытый, не проявляющийся; существующий в потенции, т.е. скрытая возможность, способность, которая может проявиться при известных условиях”. “Потенциал – это накопленный опыт, конкурентное преимущество, имидж, Goodwill”. Таким образом, “депозитный потенциал – это те депозитные ресурсы, которые могут быть получены банком в результате проведения банковской деятельности с целью увеличения объемов осуществляемых активных операций”.
Депозитный потенциал затрагивает как актив, так и пассив, с ним тесно связано понятие “кредитный потенциал”, под которым понимают величину новой денежной массы, которую коммерческие банки могут выпустить в оборот, выдав физическим лицам и другим субъектам хозяйствования. Среди всех кредитов, выданных банком, присутствуют и такие, которые называют проблемными. Это кредиты, по которым существует вероятность их невозврата.
Наличие таких кредитов отрицательно сказывается не только на качестве кредитного портфеля, но и влияет на общий объем ресурсов коммерческого банка, что может привести к утрате доверия со стороны вкладчиков и потенциальных клиентов.
Основу депозитного потенциала составляют депозиты. Для того, чтобы мобилизовать временно свободные денежные средства и превратить их в реальные кредитные ресурсы, коммерческие банки должны осуществлять мероприятия, которые стимулировали бы привлечение вкладов.
Особую роль в этом играет маркетинг. Банковский маркетинг представляет собой совокупность методов работы на рынке, позволяющих банку в условиях конкурентной борьбы совершенствовать и разрабатывать новые инструменты, отвечающие потребностям клиента.
Похожие статьи: