Целью государственного финансового контроля является обеспечение проведения единой финансовой и денежной политики, законности, целесообразности и эффективности использования государственных финансовых ресурсов и государственной собственности, недопущение нецелевого и неэффективного использования государственных ресурсов и их хищения.
Возрастание роли государственного финансового контроля в рыночной экономике связано с увеличением финансовых потоков. Сами финансы все более обретают самостоятельное значение как инструмент активного контроля над созданием и движением товарно-денежных потоков. При этом на практике происходит сращивание материальных и финансовых отношений.
Роль контроля проявляется в практическом использовании контрольной функции финансов, реализация которой способствует повышению эффективности расходования финансовых ресурсов. Отсюда назначением государственного финансового контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства.
Задачами государственного финансового контроля являются:
1) правильность формирования и исполнения бюджета и внебюджетных фондов;
2) проверка состояния и целевого и эффективного расходования финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления, законности и рациональности использования государственной и муниципальной собственности;
3) правильность ведения бухгалтерского учета и достоверность отчетности;
4) контроль за соблюдением действующего законодательства в области налогообложения, валютной, таможенной и банковской деятельности.
Данным перечнем не исчерпываются все задачи государственного финансового контроля, тем более что эти задачи уточняются и изменяются вместе с изменениями финансового законодательства.
Цель и задачи государственного финансового контроля определяют его основные функции как части общегосударственного контроля, которые проявляются в изучении реальности процессов финансово-хозяйственной деятельности проверяемого объекта, установлении причин и внесении соответствующих коррективов в деятельность объекта контроля, направленных на повышение эффективности. В некоторых источниках финансовый контроль отождествляется с контрольной функцией финансов и контрольная функция рассматривается с точки зрения задач контролирующих органов. Функции финансов — это проявление их сущности в действии. Функции государственного финансового контроля — это проявление сущности государственного финансового контроля на практике. Реализация контрольной функции в деятельности органов финансового контроля не может служить основанием для отождествления государственного финансового контроля с контрольной функцией финансов.
Финансовый контроль, являясь самостоятельной функцией управления экономикой, не поглощает другие функции, а пронизывает их, оказывая активное воздействие на эффективность их использования.
Основная функция государственного финансового контроля заложена в его предназначении как контрольно-ревизионная функция, основу которой составляют выявление нарушений в исполнении законов в части использования финансовых ресурсов и собственности государства, анализ причин выявленных нарушений, разработка предложений по их устранению и последующее устранение с целью недопущения новых противоправных действий.
Общепринятыми в мировой практике функциями государственного финансового контроля являются:
•контроль источников поступления бюджетных средств;
•контроль расходования бюджетных ресурсов;
•контроль эффективности использования государственной и муниципальной собственности, проведения ее приватизации, национализации;
•контроль за использованием государственных и муниципальных внебюджетных фондов;
•контроль за обращением средств бюджета, государственных и муниципальных внебюджетных фондов в банках и иных кредитно-финансовых организациях;
•контроль за эффективностью предоставления и законностью использования льгот по налогообложению и полученных дотаций;
•пресечение финансовых злоупотреблений.
Степень использования функций государственного финансового контроля закладывается в законодательных и нормативноправовых актах в соответствующих органах контроля.
Функционирование контрольных органов предполагает наличие комплекса условий организационного и методического порядка: определение субъектов и объектов контроля, границ контрольной деятельности, прав и обязанностей контрольных органов, периодичности контроля, методик проведения контрольных мероприятий, взаимной координации работы органов контроля. Комплекс перечисленных условий деятельности органов государственного контроля должен подлежать соответствующей правовой регламентации.
Похожие статьи: