Целевые бюджетные фонды гарантируют с большей надежностью их использование по назначению.
В федеральном бюджете на 2001 г. как целевой бюджетный фонд выделен только Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 94) внутренними источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются средства, полученные от кредитных организаций; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы страны; поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности; сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета. К внешним источникам финансирования дефицита федерального бюджета относятся государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации, а также кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.
Что касается дефицита федерального бюджета на 2000 г., то на его покрытие, в соответствии со статьей Федерального закона «О федеральном бюджете на 2000 год», Правительство Российской Федерации было вправе направлять сальдо поступлений от операций на рынке с государственными ценными бумагами, доходы от приватизации государственного имущества, сумму превышения доходов над расходами по государственным запасам драгоценных металлов и драгоценных камней, кредиты международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, банков и фирм. Федеральный бюджет на 2001 г. утвержден, как уже отмечалось, без дефицита.
Более того, на 2001 г. предусмотрены дополнительные доходы федерального бюджета и определен порядок их использования.
Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2001 год» установлен предельный размер государственных внешних заимствований Российской Федерации (несвязанных финансовых кредитов) на 2001 г. в сумме до 5,0 млрд долл. США. 5 августа 2000 г. Федеральным законом принята часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации.
С введением ее в действие вступила в силу дифференциация налогов и сборов на федеральные, субъектов Российской Федерации (региональные) и местные, предусмотренные частью первой Налогового кодекса РФ. Тем самым соответствующим органам власти устанавливаются пределы их компетенции в применении налогового законодательства.
Как известно, доходная часть местных бюджетов формируется не только за счет закрепленных за ними местных налогов, но и предоставляемой части федеральных налогов и части налогов субъектов Федерации. Что касается доходной части бюджетов субъектов Федерации, то она складывается за счет закрепленных за ними региональных налогов и предоставляемой части федеральных налогов.
Это значит, что принятие решений по вопросам изменения налоговых ставок, порядка и сроков уплаты налогов, налоговых льгот, касающихся предоставляемых местным органам федеральных и региональных налогов, выходит за рамки компетенции представительных органов местного самоуправления.
Во втором случае принятие аналогичных решений выходит за рамки компетенции законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.
Принятие решений в отношении федеральных налогов осуществляется, как правило, Федеральным собранием РФ, а в ряде случаев – правительством страны.
В отличие от региональных и местных налогов федеральные налоги обязательны к уплате на всей территории страны.
Перечень неналоговых доходов для бюджетов всех уровней единый. Здесь и доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, включая доходы от сдачи его в аренду, и доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и дивиденды по акциям, принадлежащим государству, и доходы от внешнеэкономической деятельности и другие источники поступлений.
Похожие статьи: