Проведенное в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого столетия акционирование государственных специализированных банков и превращение их в коммерческие привело к становлению двухуровневой банковской системы и практически совпало с формированием современной налоговой системы России.
Исследование особенностей налогообложения коммерческих банков показало, что по мере развития и углубления рыночных преобразований в России их налоговое бремя постоянно и неуклонно снижается.
Отсутствие опыта и знаний о международном опыте построения налоговых систем, приспособленных к функционированию в условиях рыночной экономики, явились главной причиной того, что российская налоговая система изначально обладала врожденными недостатками.
Фискальная направленность налогообложения в России одновременно характеризовалась дифференцированным подходом к различным категориям налогоплательщиков. Банки, как правило, платили большинство действующих налогов по максимальным ставкам.
Изложение основного материала. В Российской Федерации, начиная с 1992 г., все организации являлись плательщиками налога на прибыль, в то время как банки в течение двух лет, с 1992 по 1993 г. облагали результаты деятельности налогом на доходы.
Налог на доходы банков платился по высокой ставке – 30 % от доходов банка (прибыль плюс зарплата работников банка).
Это послужило причиной широкого распространения разнообразных методов “неофициальной” выплаты зарплаты с выводом ее из-под налога: беспроцентные ссуды на длительный или неопределенный срок, вклады под огромные проценты, льготная продажа валюты по курсу в тысячи раз ниже рыночного и тому подобные.
Некоторые из этих методов в настоящее время фактически легализованы и облагаются только налогом на доходы физических лиц, а некоторые формально запрещены, но продолжают использоваться благодаря нечетким формулировкам законодательства.
C 1 января 1994 г. коммерческие банки стали плательщиками налога на прибыль, определяемую как разницу между полученными доходами банка и произведенными расходами, то есть банки приравняли по объекту налогообложения ко всем другим субъектам хозяйственной деятельности.
Однако законодатель сохраняет за банками неоправданно высокие ставки налога – 45 %, далее снижает до 43 % и позднее – до 38 % (для всех остальных налогоплательщиков, соответственно, 38, 35 и 32 %).
Вместе с тем, следует отметить, что банки, как и другие предприятия, имели право на многочисленные налоговые льготы по налогу на прибыль. Так, они были освобождены от уплаты налога на прибыль, направленную на инвестиционную деятельность, содержание социально-культурной и жилищно-коммунальной сферы, не облагалась налогом прибыль, полученная от превышения положительных курсовых разниц от переоценки валюты над отрицательными.
Похожие статьи: