Смешанные налоги уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (государственная пошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и др.).
Орган, устанавливающий и конкретизирующий налоги. По этому признаку налоги подразделяются на:
•Федеральные (общегосударственные) налоги — налог на добавленную стоимость;
акцизы на отдельные группы и виды товаров;
налог на операции с ценными бумагами; таможенная пошлина;
налог на прибыль с предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, налоги, служащие источниками образования дорожных фондов;
государственная пошлина;
налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний.
Размеры ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методов исчисления федеральных (общегосударственных) налогов, а также порядок зачисления их сумм в бюджеты различных уровней определяются законодательством России и являются едиными на всей ее территории.
•Региональные налоги (налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов) — налог на имущество предприятий;
налог на лесной доход;
плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;
сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, налог с продаж, единый налог на вмененный доход.
Отличительной чертой региональных налогов является то, что конкретные размеры ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методов исчисления налогов устанавливаются в соответствии с законодательством России законодательными органами субъектов Федерации республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов.
•Местные налоги — налог – на имущество физических лиц, земельный налог;
регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
курортный сбор;
сбор за право торговли;
целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования, налог на рекламу;
налог на перепродажу автомобилей;
сбор с владельцев собак;
лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;
лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;
сбор за выдачу ордера на квартиру;
сбор за парковку автотранспорта;
сбор за право использования местной символики;
сбор за участие в бегах на ипподромах.
Местные налоги, механизм их исчисления и взимания вводятся районными и городскими органами в соответствии с законодательством России и республик в составе Российской Федерации.
Порядок введения налога. По данному признаку можно выделить: общеобязательные все федеральные налоги, налог на имущество предприятий, налог на лесной доход, плата за воду, налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Общеобязательные налоги устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории независимо от бюджета, в который они поступают.
Факультативные налоги предусмотрены основами налоговой системы, однако непосредственно вводиться они могут законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. Взимание этих налогов на той или иной территории — компетенция органов местного самоуправления.
К факультативным относятся сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, а также все местные налоги, за исключением тех, которые являются общеобязательными.
Уровень бюджета. В соответствии с бюджетной системой России налоговые платежи поступают в бюджеты различных уровней, на основании чего налоговые платежи можно подразделить на:
закрепленные налоги, непосредственно и целиком поступающие в конкретный бюджет или внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местный бюджеты, а также во внебюджетный фонд;
регулирующие налоги, поступающие одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции согласно бюджетному законодательству. На сегодняшний день в налоговой системе России действует несколько таких налогов, например: налог на прибыль с предприятий и организаций и налог на доходы с физических лиц.
Суммы отчислений по таким налогам, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты других уровней, определяются при утверждении бюджета каждого из субъектов Федерации Целевая направленность. В соответствии с этим признаком можно выделить налоги абстрактные и целевые.
Абстрактные (общие) налоги вводятся государством для формирования бюджета в целом, тогда как целевые (специальные) налоги вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства, например сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, целевые сборы, сборы на содержание милиции, сборы на благоустройство территорий и другие цели. Как правило, для целевых налоговых платежей создается специальный фонд (внебюджетный) или в самом бюджете для подобного вида налогов вводится специальная статья.
Элементы налога. Каждый налог содержит следующие элементы:
субъект налога, или налогоплательщик, — физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог;
объект налога — предмет, подлежащий обложению (доход, имущество, товары). Часто название налога вытекает из объекта, например, земельный налог, подоходный налог;
источник налога — доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), из которого оплачивается налог. По некоторым налогам (например, налог на прибыль) и объект, и источник совпадают;
единица обложения — единица измерения объекта (по налогу на доходы — денежная единица страны, по земельному налогу — гектар, акр);
налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу обложения;
налоговый оклад — сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта;
налоговые льготы — полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством (скидки, вычеты и др.). Самой важной налоговой льготой является необлагаемый минимум — наименьшая часть объекта, освобожденная от налога.
В зависимости от построения налогов различают твердые и долевые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта. Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых долях объекта ставки подразделяются на пропорциональные и прогрессивные.
Похожие статьи: