Основные принципы бенчмаркинга можно определить как:
• взаимность – бенчмаркинг является деятельностью, что базируется на взаимном согласии и обмене данными, которые обеспечивают выигрыш для обеих сторон;
• аналогия – оперативные процессы партнеров должны быть похожими;
• измерение – это сравнение характеристик, измеренных на нескольких предприятиях, целью является установление того, почему существуют разногласия в характеристиках и как достичь их наилучшего значения;
• достоверность – проводится на основе фактических данных, точного анализа, а не лишь на основе интуиции.
Выделяют несколько разновидностей бенчмаркинга:
• внутренний – это первый шаг, который необходимо сделать предприятию. Это сопоставление характеристик аналогичных подразделов в пределах компании на протяжении определенного времени;
• бенчмаркинг конкурентоспособности – измерения характеристик предприятия и сопоставления результатов с соответствующими характеристиками конкурентов. Как правило, он осуществляется постоянно, в основном, за такими параметрами: рыночная часть, качество продукции, уровень производительности труда, объем продажи, каналы сбыта продукции, близость к источникам сырья, качество управления, новые продукты, репутация, имидж фирмы;
• функциональный – на уровне отрасли, вида деятельности – происходит оценка позиции компании в отрасли путем сопоставления соответствующих показателей с аналогичными за характером выполняемых работ компаниями;
• бенчмаркинг процесса – деятельность направлена на изменение определенных показателей компании и их сопоставления с предприятием, что действует в другой отрасли, но использует аналогичный бизнес – процесс.
Появился бенчмаркинг в Японии в 50-х годах. Япония была в разрухе, и японцы решили не философствовать на тему “как им обустроить Японию”, а поехали учиться к американцам. Немного позже, в Японии появилась поговорка: “Американцы лес валят, а мы из него строим дома”.
Анализ применения бенчмаркинга в разрезе регионов позволяет нам отметить, что в Европе популярность умеренна. В Японии, США и других странах программы бенчмаркинга развиваются при государственной поддержке. Считается, что благодаря такому обмену опытом выигрывает экономика страны в целом.
Похожие статьи: